08.02.2024

Особенности семейных отношений в израиле. Как все устроено: семья в Израиле. Отношения внутри семьи


Когда Йом-ха-мишпаха в Израиле в 2018 году

Когда праздник День семьи в Израиле в 2018 году

Когда праздник Йом-ха-мишпаха в 2018 году

День семьи, Йом-ха-мишпаха

По еврейскому календарю День семьи, Йом-ха-мишпаха— это 30 числа месяца Швата 5778 года

День семьи, Йом-ха-мишпаха

Ранее назывался День матери

Истоки Дня матери ведут в 1947 год, к Саре Герцог, главе благотворительной организации в помощь роженицам. День отмечали в мае

Затем дату перенесли и связали с именем Генриетты Сольд. Она была патриотом Эрец-Исраэль, активисткой женского сионистского движения

В 1933 году Сольд организовала отдел молодёжной алии, который обеспечивал иммиграцию в Палестину еврейской молодёжи из Германии, где к власти пришли нацисты. Благодаря её деятельности были спасены тысячи жизней евреев Германии, Австрии, Польши и других стран Европы

Сольд создала женскую сионистскую организацию «Хадасса», которая много делала для еврейских женщин. Она заложила одноименную иерусалимскую больницу

В 1952 году в 30-й день месяца Шват по еврейскому календарю, в годовщину смерти Генриетты Сольд, в Израиле впервые был установлен День матери. И затем долгое время День матери в Израиле отмечали в дату смерти Генриетты Сольд

Впоследствии праздник решили посвятить не только матерям, но и всем семейным ценностям. В конце 80-х годов ХХ века День матери к переименовали в День семьи

Йом-хa-мишпаха стал значимым праздником в Израиле, в котором семья занимает особое место среди жизненных ценностей. Израильские семьи, как правило, большие, сплоченные и дружные. Израильтяне придают немало значения равновесию и гармонии в семье, что достигается благодаря уважительному отношению ко всем родным

В этот день принято поздравлять близких, малыши дарят мамам и бабушкам рисунки, дарить жёнам цветы

Рабочий день в Израиле

https://сайт/wp-content/uploads/2018/01/День-семьи-в-Израиле-1.png https://сайт/wp-content/uploads/2018/01/День-семьи-в-Израиле-1-150x150.png 2018-03-31T18:46:04+00:00 konsulmir Израиль Праздники и выходные дни Праздники и выходные дни в Израиле День семьи,Йом-ха-мишпаха,Когда День семьи в Израиле,Когда День семьи в Израиле в 2018 году,Когда Йом-ха-мишпаха в Израиле,Когда Йом-ха-мишпаха в Израиле в 2018 году,Когда праздник День семьи в Израиле в 2018 году,Когда праздник Йом-ха-мишпаха в 2018 году,Праздники в Израиле,Праздники в Израиле в 2018 году,Праздники и выходные дни,Праздники и выходные дни в Израиле,Праздники и выходные дни в Израиле в 2018 году Когда День семьи в Израиле в 2018 году Когда Йом-ха-мишпаха в Израиле в 2018 году Когда праздник День семьи в Израиле в 2018 году Когда праздник Йом-ха-мишпаха в 2018 году День семьи, Йом-ха-мишпаха День семьи, Йом-ха-мишпаха отмечается в Израиле 15 февраля 2018 года, в четверг По еврейскому календарю День семьи, Йом-ха-мишпаха - это 30 числа месяца Швата... konsulmir

является одной из главных ценностей. Брак считается нормальным состоянием человека, а его отсутствие скорее свидетельствует о духовной и физической ущербности. В отличие от христианства иудаизм не связывает безбрачие со святостью, наоборот, брак - это идеал, заповеданный Торой.

Браки в еврейском обществе до сих пор играются согласно установленным традициям. Заключению брака предшествует сватовство (шидух), которое заключается в знакомстве молодых и их семей. Очень часто сватовство поручают профессионалу (шахдану), инициаторами сватовства часто выступают родители одной из сторон. Если сватовство прошло удачно, то оформляется документ (тнаим), в котором указывается день свадьбы и перечисляются все материальные обязательства, которые принимают на себя родители новобрачных для организации и обеспечения свадьбы. Сам день свадьбы имеет название "хупа" или "день хупы" (так называется свадебный балдахин, под которым происходит церемония бракосочетания). Свадьба начинается с подписания ктубы - документа, в котором перечисляются права и обязанности мужа и жены, и в том числе материальные обязательства мужчины на случай развода. Документ по традиции составляется на арамейском языке, на котором в древности разговаривали евреи, но также переводится и на иврит.

В семьях Израиля права женщины довольно серьезно защищены: уже более тысячи лет существует запрет разводиться с женщиной, если она не согласна; более двух тысяч лет существует обычай выдавать женщине на свадьбе ктубу - документ, который защищает ее интересы в случае развода. В ктубе детально перечисляется приданое, которое дается за невестой. Муж имеет право пользоваться приданым, однако в случае развода он обязан вернуть его целиком, прибавив к нему еще треть его стоимости (так называемая "прибавка трети"). Ктуба должна быть подписана свидетелями (не родственниками молодых, а третьими лицами), также ее подписывают новобрачные. Ктубу зачитывает раввин после того, как жених надел невесте на палец обручальное кольцо и далее ктуба передается невесте.

В случае, если семья не складывается и дело доходит до развода, мужчина должен передать жене или ее представителю особый документ о разводе (гет). Даже в случае, если развод инициирован супругой, мужчина все равно должен передать ей данный документ, в противном случае жена не сможет выйти замуж вторично. Помимо этого, женщина не имеет право заключать повторный брак, если муж пропал, в этом случае она получает статус "агуна" (связанная).

Семьи в Израиле считаются одними из наиболее спокойных и благополучных в мире. Как правило, в израильских семьях не принято повышать голос и излишне эмоционально решать проблемы. Считается, что любой конфликт можно решить спокойным дипломатическим путем. Родители являются неоспоримым авторитетом, они передают детям все национальные и семейные традиции, прививают навыки правильного поведения и воспитания.

Что касается отношений между мужчиной и женщиной в семьях Израиля , то они основаны на определенной доле равноправия. Хотя женщина и уступает мужчине право первого и главного в семье, но израильская семейная система ценностей держится на том, что у каждого из них есть свои обязанности, которые не смог бы выполнить другой, и все обязанности являются одинаково важными для полноценного функционирования семьи.

Согласно израильским традициям, в отношениях между супругами должна быть абсолютная духовная и физическая чистота. К примеру, в тот момент, когда у женщины начинается менструальный цикл, она считается нечистой и муж не должен к ней прикасаться. Этот период, исключающий возможность интимной близости, начинается с первого дня менструации и заканчивается особым обрядом очищения. Женщина должна следить за временем начала менструации и точно знать день, когда цикл начнется. После окончания менструации необходимо отсчитать семь дней, по истечении которых женщина проходит обряд очищения. После этого вновь возможна близость между супругами. Кроме этого, считается, что если ребенок зачат во время менструального цикла или до момента очистительного обряда, что он будет иметь очень дерзкий и грубый характер. Если же ребенок был зачат в чистые дни, то он обязательно вырастет добрым и прекрасным человеком.


Существует собое отношение в семьях Израиля к воспитанию детей. Как и любые другие родители, израильтяне хотят для своих детей только самого лучшего. Помимо собственно воспитания положительных и хороших качеств в ребенке, помимо развития его ума и стремления к успеху, в израильских семьях также прививают любовь и почитание к религии и к многочисленным национальным традициям, большинство из которых имеет очень древнюю историю. Дети должны искренне и с настоящей любовью чтить не только родственников, но и историю, религию и культуру своего народа. Израильтяне не относятся к той категории родителей, которые позволяют свои детям абсолютно все. Напротив, в семьях Израиля детей держат в строгости и с ранних лет четко объясняют, что правильно и допустимо, а что непозволительно.

Израильское общество неоднородно. В целом его можно разделить на две категории: светское и религиозное. Подходы к
жизни и к воспитанию детей у данных двух категорий существенно различаются. Если светская часть еврейского народа больше похода на европейцев в жизненных ориентирах и в организации жизненного пространства, то религиозная часть общества - хасиды очень сильно ориентированы на религию, на соблюдение всех религиозных канонов и обрядов, которых в иудаизме великое множество. Для светских семей в Израиле среднее число детей примерно двое, для религиозных семей, как правило, пять или шесть. Средняя рождаемость в стране - где-то порядка трех детей на одну женщину.

В Израиле в соответствии с запросами такого неоднородного общества создана достаточно сложная система образования. Общеобразовательные школы бывают трех типов: религиозные, госудаственно-религиозные и светские. В религиозных школах светские предметы отданы на усмотрение администрации, доминирует религиозное образование, министерство образования такие школы не курирует и дипломы не выдает. Государственно-религиозные школы отличаются от первых тем, что в них присутствуют и религиозные, и светские предметы в одинаковом количестве, министерство образования осуществляет контроль за деятельностью таких школ, аттестаты в них выдаются. Светские, соответственно, ориентированы большей частью на светское образование, религиозные предметы представлены по минимуму и не являются обязательными, аттестаты также выдаются. Школы, кроме этого, подразделяются по системе оплаты. Есть полностью бесплатные школы - государственные, есть полугосударственные (родители частично участвуют в оплате), а также частные, оплата обучения в которых полностью осуществляется родителями учеников. Самое лучшее образование дается в платных школах. Для дополнительного образования также существуют вечерние частные школы с различным уклоном.

Детские сады являются бесплатными для детей с трех лет, ребенок там может находится до 13:00 - 13:30, то есть до обеда. Также в таких детских садиках существует продленка до 16:00, но за дополнительную оплату. Детские сады до трех лет - платные, также есть частные детские сады, где ребенок может оставаться на полный рабочий день. Размер оплаты муниципального детского садика составляет в среднем 9% от средней зарплаты, а частного может доходить до 30% от средней зарплаты.

Мы приехали в Израиль маленькой семьей. Я, муж и двое наших детей. Дочурке было полгода, сыну год и 5 месяцев. Ни друзей, ни родных. Потихоньку стали устраиваться, врастать в общество. Первые свои шаги младшая сделала на берегу Средеземного моря, первое слово “мама” сын сказал на иврите. Вместе со всеми пережили две войны, террор. Заботы о семье переходили в заботы об Израиле.

Но настоящее наше рождение как израильтян началось позже, когда дети переженились. Первую свадьбу мы сыграли марокканскую. Cын выбрал себе жену из марроканской среды. Среди 400 гостей со стороны невесты все наши уместились за одиноким столиком. Мы утонули среди гортанных восклицаний, бесцеремонного поведения, блеска украшений. На нас посматривали с откровенным детским любопытством многочисленные гости невесты. С сочувствием и безнадегой поздравляли наши немногочисленные друзья и коллеги… Невесте и жениху было все равно. И один и другая купались во всеобщем веселье, которое исходило из сефардской среды.

Через год рухнула последняя надежда обрести близких по духу сватов. Мы обреченно сыграли вторую свадьбу. Для дочери. Она вышла замуж за парня из иракской семьи. Наш столик был таким же одиноким, но публика уже состояла из ирако-марокканской смеси. Мы уже не сидели отдельно, а были как бы соучастниками вместе с марокканской семьей. На этот раз жених подружился с сыном и через них мы как-то глаже влились в весь этот бедлам.

Из маленькой скромной семьи мы превратились в настоящий Вавилон. Объединяли нас общий язык, наши взрослые дети и праздники. Каждый праздник мы проводим вместе. Марокканский темперамент, иракские указания, русская, уже местами, интеллигенция делают наши встречи шумными, необычными и продуктивными. Каждая семья приносит на общий стол свои национальные блюда. Мы, женщины, изо всех сил стараемся перещеголять друг друга. Поэтому наш стол напоминает экзотическую выставку кухонь народов мира.

Нынешний праздник Суккот не стал исключением. Мы собрались в шикарной сукке, построенной сообща. Сдержанность русских евреев, марокканский размах и строгая иракская пунктуальность каким-то образом соединилось вместе. Получилось что-то очень хорошее, просторное, теплое.

Мужчины, как положено, произнесли благословение. За вкусной едой потекла беседа. Кто как живёт, какие проблемы, просьбы, предложение помощи, советы… Обычные семейные разговоры. В сукке должно быть веселье, поэтому к десерту обычно идут песни. Первыми начинают марокканцы, к ним присоединяются иракцы… Неуверенно вступаем в общих хор и мы.

Но вот все съедено и выпито. Отяжелевшие, с полными животами мужчины угомонились в сукке. Дети разбрелись по комнатам, гости в салоне. В доме тишина. Мы, три женщины, три матери, после уборки и мытья посуды сидим усталые на чистой кухне с чашками кофе. Такие разные. Ментальность, образование, воспитание, характер. Но мы прекрасно понимаем, что именно от нас зависит мир в нашей огромной семье. И это осознание делает наши как-будто несерьезные беседы очень значимыми.

Мы делимся рецептами блюд, на случай, если дети нагрянут в гости. Как я могу готовить то, что любит сын, не учитывая довольно сложные вкусы невестки? Поэтому Рони, мать невестки довольно подробно объясняет, как приготовить фаршированные артишоки так, что её дочь будет благодарить меня. Потом я выслушиваю от Сони, что любит зять. Потом рассказываю обеим, как делать винегрет и котлеты по-киевски. Потом решаем, что это слишком сложно и пусть кушают то, что им дают в том доме, куда они придут.

Довольные своим заговором, начинаем мечтать о будущих внуках. Распределяем очереди, когда и кто будет их няньчить. Потом понимаем, что после распределения очередей, ничего не оставили их родителям. Само приходит решение. Детям важнее мама и папа, а не бабушки с дедушками. Поэтому пусть сами растят наших внуков.

Разговор плавно переходит на положение в стране, на садики и школы, на воспитание и лечение. На то общество, в которое войдут внуки и на трудности детей. Горюем о доброте и отзывчивости, которые были когда-то в нашей юности. Вспоминаем наставления наших праотцов, жить дружно как одна семья. Мечтаем, что может через детей в стране все образуется. Дети перемешаются, как наши, и мы объединимся все в одну семью. Мечтаем о славном, сильном Израиле, в котором будут такие отношения, которые сейчас возникли у нас на кухне. Решаем, что это возможно. Главное, чтоб мы, матери, женщины, захотели это сделать.

Это совсем несложно. Особенно, если это касается счастья детей. Ведь всё начинается в наших отношениях друг к другу. С добрых пожеланий и готовности помочь. С общих праздников и общих дел. С таких простых действий, как приготовить русский винегрет, или иракский кубэ, позвонить и пожелать доброй ночи и хорошего дня. Выслушать и понять.

От таких простых действий и крепнут наши связи. Крепнет семья. Дети в таких семьях растут здоровые и счастливые. Они будут разносить этот вирус любви повсюду.

И мы сейчас на кухне в полвторого ночи сидим за чашкой кофе и шьём нашими желаниями, мечтами и заботой, одеяло, которое укроет всю нашу семью радостью и теплотой, убережет наших мужчин, детей от ссор и раздоров. Согреет весь наш разнообразный Вавилон. Сделает нас одной большой семьей, у которой общий язык и общие праздники.

Ситуации самые разнообразные. Взаимоотношения полов претерпевают любопытные превращения, и поводов для того, чтобы семья распалась, погрузившись в бесконечные разборки с участием адвокатов и социальных работников, не говоря уже о болельщиках-любителях, становится все больше.

Жена ушла к... другой

Алекс и Лена поженились вскоре после приезда в Израиль. Затем один за другим появились на свет их дети. Все было хорошо, пока Лена не заявила, что разочарована в их отношениях и нашла более яркий вариант личной жизни. Алекс выслушал это сообщение с горечью, но без особого удивления. Их отношения стали ухудшаться давно. Понимание практически исчезло, тяга друг к другу ослабла, и от холода в доме хотелось поежиться даже в жаркий летний день...

В общем, во всем этом не было ничего сверхъестественного, за исключением одного. Шок вызвало известие, что жена ушла не к другому (это Алекс кое-как, скрепя сердце, принял бы), а к другой. Прожив около десятка лет в браке с мужчиной, Лена пришла к выводу, что ей больше подходит вариант женской семьи. Иными словами, она признала себя лесбиянкой.

Это сообщение стало для меня самым сильным ударом, - признается Алекс. - Я чувствовал себя оскорбленным, униженным, мне казалось, все кругом смеются надо мной. Я не знал, что сказать детям. Побеседовать о нетрадиционной сексуальной ориентации мамы? Сказать, что поэтому мы расходимся, прожив годы? В конце концов я взял себя в руки и решил развестись как можно скорее и на любых условиях, не афишируя причину развода.

Психолог, к которому обратился Алекс, не сразу нашел нужные слова. Слишком уж нестандартной выглядела ситуация.

Я ревную его к... порнографии

Думаете, этот случай уникален? Представьте себе, нет.

Марина П. и Янир Д. казались всем, кто их видел, созданными друг для друга. Оба молодые, красивые, перспективные. У обоих блестяще складывалась карьера. Марина прибыла в Израиль школьницей, когда ей только-только исполнилось тринадцать. Ее юность прошла в Израиле, и она уже почти не помнила прежнюю родину. А после службы на базе "Цеэлим", которая обслуживает боевые части израильской армии, ей и вовсе стало казаться, что коренных израильтян она знает и понимает до тонкостей и ошибиться не может. В самом деле, разве после такой службы можно что-то не понимать в соотечественниках?

Потом она поступила в университет и стала специалистом по разработке и производству лекарственных препаратов. Янир - коренной израильтянин, но родился в семье, прибывшей из бывшего Союза более 30 лет назад. В его семье все мужчины становились по традиции юристами. Не стал исключением и он, причем образование получил в Англии - родители к тому времени прочно стояли на ногах и могли себе это позволить. Так что молодая пара начинала семейную жизнь отнюдь не в нужде, и будущее рисовалось радужным.

На красивой и богатой свадьбе произносилось много торжественных и, может быть, слишком сладких слов о союзе разных поколений репатриантов. И все были довольны: и бывшие репатрианты. и нынешние. А через год у молодых родилась девочка, и обе семьи сочли себя породнившимися навсегда.

Все шло замечательно, неприятностям, казалось, неоткуда было появиться. Но однажды молодая жена, оторвавшись от памперсов и бутылочек, подошла к компьютеру и, к своему ужасу, обнаружила на мониторе даму в неприличной позе. Так Марина застукала своего мужа с виртуальной подругой, причем он явно получал удовольствие, наблюдя за разнузданными действиями красотки на экране. Красоток оказалось много - у мужа собралась целая коллекция дисков с жесткими "порно". Дальше - больше: ему стали нравиться фильмы, демонстрировавшие не только секс, но и насилие, а также нетрадиционные варианты полового общения.

Я не могла поверить своим глазам, - рассказывала потом Марина, - что все это действительно происходит с нами, в нашей семье. Я просила его перестать заниматься этим, но он уже не мог. Я поняла, что это непреодолимая привязанность, патология, и осознала, что надо действовать решительно. Я подала на развод и стала оговаривать размер алиментов.

Подруги пытались остановить ее. "Послушай, - говорили ей. - Все-таки он отец твоего ребенка, зарабатывает хорошо, деньги в семью приносит, тебя уважает, ребенка любит. Что тебе еще надо?!" А одна из них с усмешкой поинтересовалась: "Ты что - дура? Сама никогда ничего подобного не смотрела, в секс-шопе не была? Ты молодая, красивая, современная. Почему ты так реагируешь? Откуда ты темная такая, скажи? Сядь с ним для начала, тоже посмотри, может, выучишься чему-нибудь. Кто сейчас осуждает человека за просмотр порнофильмов? Это легально, это дозволено, за это деньги берут! Это тебе не Советский Союз".

"Нет, - грустно качала головой Марина, - он не хочет вместе со мной смотреть, один у экрана сидит". Ей все больше и больше казалось, что она живет в сплошном кошмаре, и единственный выход - сбежать из этого кошмара вместе с ребенком как можно скорее. Напрасно Янир пытался оправдываться, сравнивая свое увлечение с просмотром тех же футбольных матчей. Ведь многие жены эти трансляции "терпеть не переваривают", но мужиков из дома за них не выгоняют. Ну, нравится ему экстрим в виртуальном сексе, и что?..

Марина попыталась организовать психиатрическую экспертизу, но муж отказался ее пройти.

"Я не могу смириться с тем, что в доме, где растет ребенок, со всех сторон несутся садо-мазо вопли!" - так она потом разъясняла всем категориям сочувствующих: родственникам и друзьям, а также общественным деятелям, социальным работникам и судьям.

Но профессиональные работники, которые обязаны были бы вслушаться в тревоги молодой матери, явно не хотели ее понимать и, позевывая, переспрашивали: "Так на что, собственно, вы жалуетесь?" - и не спешили поддержать ее.

Затем начался длительный и интересный процесс, для описания которого потребуется русский литературный классик со знанием израильских законов. Бывшим супругам социальные службы одного из южных городов страны, где осталась жить Марина с маленькой дочкой после того как пара распалась и муж вернулся к родителям, выделили социальную работницу - одну на обоих супругов. Догадайтесь с трех раз, кто показался ей роднее и ближе – преуспевающий адвокат, уроженец Израиля с родным ивритом, или репатриантка, пусть и со стажем, но выдвигающая нетривиальные претензии к бывшему мужу? Правильно: социальный работник встала на сторону бывшего мужа.

И напрасно Марина объясняла, что на свиданиях папа плохо следит за ребенком, возвращает девочку то в мокрых подгузниках, то в перепутанных носках, то в слишком легкой одежде. Более того, однажды во время свидания девочка серьезно простудилась и заболела, из-за чего впоследствии у нее развилась астма. Маринины требования обеспечить контроль над свиданиями, проверить, все ли условия соблюдаются, социальная работница воспринимала в штыки, хотя, казалось бы, ничего сверхъестественного в требованиях матери ребенка не было. "Русские" все такие", - говорила она Яниру. Кстати, он передал эти слова бывшей жене, чтоб позлить ее, и преуспел: то, что Марину называют "русской", больно задевало ее. С тех пор она пытается понять, почему у нее не возникло понимания сначала с мужем, а теперь с социальными работниками. Почему никто не пытается понять ее и выполнить элементарные требования, которые обеспечивают покой ребенку?

Говорит адвокат по семейным вопросам Эли Меиров.

Сегодня мы все чаще сталкиваемся с совершенно необычными семейными ситуациями, которых не так давно еще просто не могло быть. Мы решаем множество вопросов, касающихся суррогатного материнства и использования спермы умерших или погибших мужчин, мы говорим о защите прав детей в семьях представителей социальных меньшинств. Тяга к порнографии - совсем не простая вещь. Специалисты-педагоги сейчас очень внимательно относятся к сигналам о том, что в поведении родителей есть какие-то отклонения по отношению к детям или провокации сексуального характера. Например, доступность порнографических фильмов для ребенка может быть очень серьезным аргументом при решении вопроса о его свиданиях с одним из родителей при их разводе. Каждый случай - дело тонкое, индивидуальное, и требует внимательного рассмотрения. Социальные работники порой не понимают всех особенностей конфликта. Важно знать: если человека по какой-то причине не устраивает конкретный социальный работник, он должен сообщить об этом начальнику отдела соцслужбы, указать причины своего недовольства и попросить замену.

Я позвонила социальному психологу Элле Берчански. Что может сказать представитель этой профессии о персонажах данной истории?

Прежде всего, позвольте выразить сожаление о том, что этот разговор происходит уже после развода. Дело в том, что порнография - действительно очень важный психологический индикатор. Вполне вероятно, что можно было бы предотвратить развод, обратись эта пара к специалистам вовремя. Согласно данным исследователей этой темы, очень многие мужчины старше 30 лет просматривают порнографические фильмы, и принято считать, что это один из способов сублимации, то есть перевода эротических желаний и фантазий в приемлемое русло. Ясно, что когда мужчина встречает на улице женщину и у него возникает желание немедленно заняться с ней сексом, ему приходится останавливать себя. Порнография позволяет выпустить пар. Однако важно подчеркнуть, что должна существовать четкая установка между нетрадиционными эротическими фантазиями и полным запретом на их осуществление. Если нормативную порнографию можно в определенных ситуациях воспринимать как руководство к действию, то, понятно, реализация второй полностью запретна.

Что касается просмотра порнофильмов… Мама должна внимательно следить за эмоциональным состоянием ребенка и улавливать изменения в его поведении. Спокойная мама - спокойный ребенок. Поэтому Марина могла бы настоять на откровенной беседе с мужем и социальным работником на эту тему.

Рост населения Израиля обеспечивается высокой рождаемостью и массовой иммиграцией евреев из других стран мира. Однако самая высокая рождаемость в стране характерна для мусульманского населения. За ним с большим отрывом следуют семьи иудейских религиозных ультраортодоксов. В 2000 году доля еврейского населения в стране составляла 77,8 процента, а в 2005 году снизилась до 76,2 процента. Доля арабских граждан Израиля за то же время возросла с 16,1 до 19,7 процента. При сохранении нынешних тенденций к 2025 году еврейское население в стране сократится до 70 процентов, а арабское возрастет до 25. Оставшиеся 5 процентов граждан составят друзы, русские и черкесы. Предполагается, что к 2025 году в Израиле будет проживать 9,3 миллиона человек - 6,5 миллиона евреев и 2,3 миллиона арабов.

Израильское законодательство, построенное на поощрении рождаемости в стране, никаких особых условий для отдельных религиозных или национальных групп не предусматривает. Израильтянкам рожать экономически выгодно. Во-первых, гражданкам Израиля Ведомство национального страхования (ВНС) выплачивает пособие на сохранение беременности. В данном случае деньги получает женщина, вынужденная прекратить работу во время беременности из-за опасности, угрожающей ей или еще не родившемуся ее ребенку. Во-вторых, при рождении ребенка израильтянка получает единовременное пособие в размере трех тысяч шекелей (более 600 долларов). В-третьих, - и это, несомненно, самое главное - всем гражданам Израиля, имеющим детей до 18 лет, независимо от доходов семьи, выплачиваются ежемесячные пособия. Эти пособия, в отличие, например, от пособий по старости, не учитываются при подсчете доходов и, следовательно, не подвергаются налогообложению.

Биньямин Нетаниягу, бывший глава правительства и бывший министр финансов, ныне возглавивший оппозицию в Кнессете, много раз выступал против подобного разбазаривания государственных средств. Надеясь, вероятно, воздействовать личным примером, он, несомненно, человек состоятельный, отказался от получения пособий на своих малолетних детей. Однако его примеру никто не последовал.

Размеры пособий на детей зависят от их количества в семье. И вот здесь мы подходим к весьма существенному моменту. Дело в том, что, согласно израильскому законодательству, сумма детских пособий, выплачиваемых на семью, резко возрастает с рождением четвертого и пятого ребенка. Так, если за одного ребенка ВНС выплачивает израильской семье 144 шекеля в месяц, за двоих - 288 шекелей, за троих - 483 шекеля, то за четвертого и пятого - соответственно по 937 и 1459 шекелей. Следует подчеркнуть, что семья, в которой родилось пятеро детей, может прожить только на детские пособия, даже если оба родителя не будут работать. Конечно, подняться выше уровня бедности такая семья не сможет, но и впроголодь жить не будет, ибо неработающие родители, не имеющие других доходов и солидных сбережений, получают от ВНС еще и пособия по обеспечению прожиточного минимума.

Важно отметить, что в Израиле многодетными считаются семьи, воспитывающие не менее четверых детей. Таким семьям ВНС ежегодно (обычно в августе и сентябре) оказывает одноразовую помощь на учебу каждого школьника. Им также положены и различные налоговые скидки.

Разумеется, разведенные родители, а также вдовы или вдовцы, одни воспитывающие детей, имеют право на материальную помощь вне зависимости от получения детских пособий. Следует обратить внимание, как резко возрастают выплаты по детским пособиям при рождении девятого, одиннадцатого и двенадцатого ребенка. В денежном выражении они соответственно равны 3547, 4591 и 5113 шекелям.

Израильские светские семьи практически не бывают многодетными. Многодетность обычный удел арабских мусульманских семей вообще и семей израильских арабов в частности. Несколько лет назад по дороге в Эйлат я познакомился с пастухом Ахмедом, израильским гражданином, счастливым главой семьи, который воспитывал 29 детей. Правда, у Ахмеда было три жены. Одной бы в жизни такую ораву не народить! Сколько денег по детским пособиям получают израильтяне, которые произвели на свет больше дюжины детей, честно скажу, не знаю. Но уверен, что речь идет о нескольких десятках тысяч шекелей. Хотя Ахмед признался в беседе со мной, что только на детских пособиях его семье прожить было бы трудно. Старшие сыновья, если еще не женаты, пасут отары вместе с ним, дочери рано выходят замуж.

Иудейским ультраортодоксам за арабами, конечно же, не угнаться, даже, если они будут очень стараться. Вот мой бывший сосед Шимон, правоверный иудей, гордится своими четырьмя сыновьями и пятью дочерьми. И в самом деле, молодец мужчина. Но до Ахмеда ему очень далеко. Он никогда его не догонит.

«АМИ», Санкт-Петербург