18.04.2024

История успеха. Тотальный диктант – ежегодная образовательная акция Диктант история онлайн


Ребковец Ольга Александровна

Директор фонда «Тотальный диктант»

ВИДЕО

    Название:

    Основатели. Выпуск 24. Тотальный диктант

    Описание:

    Быть грамотным и быть модным. Услышать новые произведения Стругацкого, Прилепина и других современных писателей в авторском исполнении и... записать их под диктовку. Все это - Тотальный Диктант. Несколько стран, десятки городов и 50 тысяч добровольцев. Как развлечение студентов-филологов стало крупной международной акцией? Из-за чего ее сравнивают с флеш-мобом? И почему некоторые участники гордятся собой, даже если написали диктант на двойку?

    Дата публикации:

    28.04.2014 12:18:00

    Название:

    Тотальный диктант в НГУ. 12.04.2014

    Описание:

    Ежегодно ширится география "Тотального диктанта". Проект приобрел вселенский масштаб, его пишут в 45 странах мира. В этом году к участникам диктанта присоединится борт-инженер 39-ой космической экспедиции космонавт Олег Артемьев, который находится сейчас на МКС. Самый северный населенный пункт, в котором пишут диктант - это поселок Диксон на Таймыре, самый южный - Антарктическая станция "Восток". Самая западная площадка находится в Калифорнии, а самая восточная - в Новой Зеландии.

    Дата публикации:

    12.04.2014 12:26:00

    Название:

    Захар Прилепин читает «Тотальный диктант»-2012 в НГУ

    Описание:

    Сочетание экзамена и праздника - два в одном, в ажиотаже и оживлении людей это чувствуется, особенно, когда диктант читает сам автор. Люди приходят писать диктант по разным причинам: кто-то вместе со своими детьми хочет проверить уровень грамотности, кто-то хочет почувствовать себя участником масштабного проекта.

Первый Тотальный диктант новосибирцы написали в 2004 году. Тогда студенческий клуб «Глум-клуб» гуманитарного факультета НГУ, возглавляемый президентом клуба Екатериной Косых, предложил идею организации массового диктанта. В нем участие приняли всего 150 человек.

Первые 6 диктантов писали в Новосибирске в стенах НГУ, тексты заимствовали из произведений русской классики. В 2009 году знания русского языка проверяли уже 618 новосибирцев. Из них только семь счастливчиков получили «отлично». Оценки «хорошо» удостоились 118 человек, «удовлетворительно» получили 254, а вот при двойках остались 239 добровольцев. Во имя справедливости следует заметить, что предложен им был отрывок из повести «Невский проспект» Гоголя, что вряд ли можно считать корректным, потому как великий русский писатель с малоросскими этническими корнями имел слишком своеобразную лексику и синтаксис. Уж слишком далек он от Чехова и Бунина.

Интернет в помощь

Тогда же мобильный Интернет стал общедоступным, и стало понятно, что любой текст из классики можно найти в Сети и списать прямо на диктанте. Что такое возможно, организаторы поняли, когда в одной из работ, претендовавших на пятерку, обнаружили лишние предложения, которые были в тексте произведения, но при этом их не было в предложенном участникам тексте диктанта. Возникла необходимость создавать уникальные тексты, которые бы не публиковались в Сети до момента проведения Тотального диктанта. Автором первого текста, написанного специально для ТД, стал известный писатель Борис Стругацкий . Его текст под названием «В чем причина упадка русского языка и есть ли он вообще?» под диктовку написали 2600 новосибирцев. Текст фантаста состоял всего лишь из 330 слов, но участники Тотального диктанта тогда установили рекорд по количеству ошибок.

Интерес и желание проверить свою грамотность побуждают принять участие в массовой акции. Фото с сайта pixabay.com Из 2600 человек, проверявших свою грамотность, всего 20 получили «отлично», 570 - «хорошо», 1000 - «удовлетворительно». А тысяча человек написала диктант на «двойку». Именно тогда вокруг «Тотального диктанта» начались споры. Борис Стругацкий, никто не спорит, писатель был авторитетный. Но все же текст из-под пера фантаста вышел слегка корявый и скучноватый. Объективности ради: лучшие свои вещи Борис Натанович написал много лет назад в соавторстве с братом - военным переводчиком и редактором. Огромные споры тогда вызвало выражение «слава богу».

Лучше бы его вообще не было в тексте и вот почему, - говорит новосибирский филолог Марина Сенаторова. - В советские годы слово «бог» в школе и во всех газетах писалось с маленькой буквы во всех случаях. В наши дни слово «Бог» пишется с прописной буквы в значении единого верховного существа. В многочисленных устойчивых сочетаниях, употребляющихся вне прямой связи с религией, следует писать строчную букву: бог знает, бог с ним, как бог на душу положит. Однако в некоторых случаях выбор написания зависит от контекста. Так, может быть написано «слава Богу» (если контекст указывает, что говорящий благодарит Господа Бога) и «слава богу» (если по контексту ясно, что употреблен расхожий разговорный оборот). Тотальный, то есть всеобщий, диктант пишут все - в том числе и верующие люди. И вот для них написать слово «Бог» с прописной буквы естественно, они так воспринимают этот самый контекст. Всуе имя Бога они стараются не произносить. Сам же Стругацкий, например, в тексте диктанта написал «Язык» с большой буквы, придав этому слову дополнительное значение. А верующие люди, каковых много, слову «Бог» всегда придают дополнительное значение. А в итоге - массовые ошибки.

С этим случаем тесно связан и другой спорный момент в тексте Стругацкого: «булгаковы, чеховы, толстые». Почти каждый ученик знает: собственные имена лиц, превратившиеся в имена нарицательные, пишутся со строчной буквы: меценат, ловелас, альфонс, держиморда. Однако сохраняется написание с прописной буквы, если фамилия, употребляясь в нарицательном значении, не переходит в разряд существительных нарицательных. Толстой, Булгаков, Чехов - великие писатели, и они, конечно, представляют собой определенный тип людей, но все же их имена отнюдь не утратили индивидуального значения, а потому однозначно должны были писаться с прописной буквы, если только автор не употребляет их в презрительном, уничижительном значении.

Девушки лучше текста

Многие годы я знал про «Тотальный диктант» и знал людей, которые его писали, - говорит новосибирский писатель Александр Духнов. - «Просто интересно»; «Хочу проверить грамотность»; «Просто потусоваться», - такой ответ мне наиболее понятен. Дух флешмоба витает над Тотальным диктантом - собраться в неподходящем месте и коллективно заняться чем-то нелепым. Диктант для удовольствия - что может быть нелепее? Я честный человек, к тому же мне нечего скрывать. У меня по русскому «тройка», имеющая притяжение в сторону совсем уж неприличной оценки. Как-то мы с друзьями пришли в нархоз, чтобы написать и впоследствии посмеяться над результатами и друг над другом. Здесь же попутно обнаружилось большое количество симпатичных студенток. Сам диктант мне показался довольно занудным по содержанию. Автор Захар Прилепин там все время какие-то лампочки в подъезде вкручивал, пытаясь начать с себя перестройку коллективного сознания. А так вполне приличное мероприятие. Девушки оказались лучше текста.

С каждым годом число участников Тотального диктанта растет. Фото с сайта pixabay.com В 2011 году автором текста для Тотального диктанта стал Дмитрий Быков . Он, как и Стругацкий, поделится своими мыслями о состоянии языка. Быков специально приехал в Новосибирск. Тогда акция вышла за пределы Новосибирска: в ней участвовали люди в одиннадцати российских регионах и даже несколько человек в США. В Новосибирске диктант писали 2695 человек, 47 из них получили «отлично». Однако самой массовой отметкой по-прежнему осталась «двойка»: более половины участников не смогли удовлетворительно справиться с написанием предложенного Быковым текста.

Тогда споры вызвало написание выражения «Московский университет », и отчасти это вина автора, - продолжает филолог Марина Сенаторова. - Текст для проверки грамотности не должен содержать спорных вариантов, а это как раз такой случай. Из контекста было понятно, что речь идет именно о Московском государственном университете: следовательно, нужна прописная буква. Но ведь в наши дни университетов множество, пишут диктант люди разного возраста и житейского опыта, проверяют они знание исключительно грамматики: значит, текст должен быть безупречен именно с этой точки зрения. Если допустить, что речь идет об одном из многих московских университетов, требуется строчная буква.

По словам Быкова, он сочинил текст диктанта за 20-30 минут, что забавно, но вряд ли вызывает уважение у людей ответственных и самокритичных. Тщательнее бы надо.

На шести континентах

В 2014 году «Тотальный диктант» писали уже на шести континентах, в 352 городах, в 47 странах ближнего и дальнего зарубежья. Проверить свою грамотность решились 64 тысячи носителей русского языка - это в два с лишним раза больше, чем в 2013 году. Самой северной точкой проведения диктанта стал Диксон на Таймыре, а самой южной - антарктическая научная станция «Восток». Самым западным пунктом стал Сан-Хосе (Калифорния, США), а самым восточным - Окленд (Новая Зеландия). В акции участвовал член экипажа Международной космической станции летчик-космонавт Олег Артемьев - ведь диктант писали в День космонавтики. Лидерами по количеству участников среди зарубежных городов стали Бишкек, Талин, Павлодар и Рига.

Тематические диктанты на уроках истории

Постоянной проблемой школьного учебного процесса является текущий контроль успеваемости учеников. Общепринятых форм для этого четыре:

  • Ответ ученика у доски.
  • Контрольная работа.
  • Самостоятельная работа.
  • Тестирование.

Интересной и важной формой контроля является исторический диктант или тематический диктант

Методика диктантов такова:
Подготовка . Учитель истории готовит диктант по теме. Это, как правило, 20 вопросов и 20 ответов, разделенных на два варианта. Диктант может быть разработан самостоятельно или взят в готовом виде.
Проведение . В конце или в иное время урока (учитель решает в зависимости от ситуации) объявляется диктант по теме. Ученики пишут на отдельных листах бумаги только номера вопросов и ответы на них. Всего на диктант отводится 10-12 минут.
Проверка . За каждый правильный ответ ученик получает один балл. Половинчатый ответ можно оценить в 0,5 балла и т.п. Общая оценка получается путем суммирования баллов, набранных учеником. При этом учитель сначала определяет общий уровень ответов, ориентируясь на низшее и высшее количество баллов, набранных учениками. Затем он пропорционально переводит баллы в систему оценок. Как показывает практика, на оценку «2» никто диктант не пишет, обычно оценка находится в пределах от «3» до «5».
Обсуждение . Поскольку такой диктант имеет соревновательный характер и ученики живо интересуются его результатами, то они активно реагируют на предлагаемый учителем анализ работы.
Раздача работ. Она производится только в конце урока, иначе даже самые примерные ученики из листов диктанта начнут сворачивать самолетики.

Особенности исторических диктантов

Главной методической особенностью исторических диктантов является игровой характер, основанный на «погружении» в изучаемый исторический период при мысленном, образном реконструировании исторических событий. Разумеется, тема должна соответствовать изучаемому материалу, а вопросы диктанта - программе, учебнику, рассказу учителя.
В самом диктанте важную роль играет его построение. Последовательность вопросов должна быть логичной и одновременно исключать монотонность восприятия. После зачитывания вопроса учителем у ученика должна возникнуть некая бодрая эмоция: о! это легко! ничего себе! как это? ага, перечисли, а как? и т.п. Поэтому виды вопросов должны быть последовательно различны. Например, за вопросом темы «Восстание декабристов»: «Каковы были цели восставших 14 декабря 1825 г.?» (вопрос трудный, на умение разбираться в ситуации) - следует вопрос: «Кто был назначен диктатором восстания?» (простой вопрос на память).
Так как оптимальным является диктант в два варианта, то параллельные вопросы вариантов должны быть однотипны. Например, по теме «Объединение Италии в XIX в.» вопрос 1 варианта 1: «Назовите известного русского ученого, географа и социолога, сражавшегося в рядах гарибальдийцев в 1860 г.?» (Л.И. Мечников) - должен подкрепляться такого же рода вопросом варианта 2: «Назовите известного русского хирурга, лечившего Дж. Гарибальди, раненного во время кампании 1862 г.?» (Н.И. Пирогов). Нарушение этого правила расстраивает весь диктант, так как ученики справедливо полагают, что условия для них должны быть одинаковыми.

Виды вопросов

Виды вопросов должны быть различными. Кроме того, как бы ни строились вопросы, в них обязательно должно присутствовать либо вопросительное слово (когда, кто, где и т.д.), либо указание (назовите, перечислите и т.п.).
Вопрос простой. «Когда и кем было изобретено книгопечатание в Европе?» Здесь необходимо всего лишь указать дату и имя. Это вопрос на память.
Вопрос спортивный. «Какую пищу главным образом употребляли на Руси в XIII-XV вв.?» Здесь к памяти необходимо подключить воображение, да не попасть впросак, упомянув, например, картофель.
Вопрос на эрудицию . «Что такое пергамент?» В ответе на этот вопрос необходимо кратко осветить технологию изготовления пергамента, что довольно трудно, и объяснить название, что легче.

Совокупности исторических диктантов

Диктанты могут быть использованы не только для текущего контроля успеваемости. Совокупность диктантов по годичному курсу, например «Тематические диктанты по истории Отечества XIX в.», приобретает новое качество. По сути дела, это курс истории, но изложенный сжато и емко и, что наиболее привлекательно, требующий (в отличие от учебника) активной формы восприятия. Самостоятельное усвоение материала, содержащегося в одном историческом диктанте или проведенного в форме диалога, мобилизует мышление и делает это усвоение эффективным и быстрым.
При этом надо помнить, что тематический диктант - это не просто десять задач, ответы на которые «см. в конце задачника». Тематический диктант это: 20 вопросов в 2 варианта + 20 ответов в 2 варианта + качественная их сумма. При подаче тематического диктанта в письменном виде и вопросы, и ответы должны располагаться на одном развороте. Дело в том, что уже само прочтение пары «вопрос-ответ» требует больших усилий, чем простое чтение.
Тем же, кто хочет проверить себя, никто не запрещает закрыть ответ или, наоборот, вопрос, с тем, чтобы самому их сформулировать. По сути дела, курс истории в тематических диктантах - параллельный повествовательному - пробуждает иные причины интереса к истории - вызывает желание соревноваться и дискутировать.

Исторический диктант (пример)

Великие географические открытия и колониальные захваты конца XV - начала XVI вв.

Вопросы

Вариант 1

1. Какую роль в Великих географических открытиях сыграло золото?
2. Назовите португальского мореплавателя, впервые в 1488 г. обогнувшего Африку с юга.
3. Сколько дней продолжалось первое плавание Христофора Колумба к берегам Америки?
4. Кто в 1519 г. возглавил первую кругосветную экспедицию? Сколько человек было в ее составе?
5. С какой целью и представители каких слоев населения отправлялись в колониальные экспедиции?
6. Какую страну покорил Эрнандо Кортес во главе отряда в 400 человек в 1519 г.?
7. Какую вредную привычку передали европейцы американским индейцам?
8. Для какой работы понадобились рабы испанским колонизаторам в Америке?
9. На каком американском острове к середине XVI в. колонизаторы полностью истребили местное население?
10. Что такое мануфактура?

Вариант 2

1. Какую роль в Великих географических открытиях сыграли пошлины?
2. Назовите португальского мореплавателя, впервые достигшего юга Азии морским путем в 1498 г.
3. Сколько всего плаваний к берегам Америки совершил Христофор Колумб?
4. Кто в 1522 г. возглавил первую кругосветную экспедицию, вернувшуюся домой? Сколько человек осталось в ее составе?
5. С какой целью европейцы стремились достичь мест, богатых разнообразными пряностями?
6. Какую страну в 1534 г. покорил Франсиско Писарро во главе отряда в 200 человек?
7. Какую вредную привычку передали американские индейцы европейцам?
8. Почему в качестве рабов в Америке использовались негры из Африки?
9. Какой европейский город стал к середине XVI в. центром мировой торговли?
10. Кто такие наемные рабочие?

Ответы

Вариант 1

1. Европейцам нечего было предложить восточным купцам за товары, кроме золота (а также серебра). Истощение запасов золота в Европе вызвало к жизни экспедиции для его поисков.
2. Бартоломеу Диаш.
3. 70 дней.
4. Фернандо Магеллан. 265 человек.
5. С целью наживы - купцы; грабежа - солдаты; распространения христианства - священники.
6. Империю ацтеков (на территории современной Мексики).
7. Пьянство.
8. Для работы на плантациях, на которых производились для Европы колониальные товары: табак, хлопок, сахарный тростник и т.п.
9. На о. Куба.
10. Это большое предприятие, на котором применялся главным образом ручной труд наемных рабочих.

Вариант 2

1. За восточные товары (ткани, пряности и т.д.) европейцы платили в 8-10 раз больше первоначальной цены, вследствие взимания с купцов пошлин при пересечении границ. Европейцы стали искать прямые пути в страны, производящие эти товары.
2. Васко да Гама.
3. Три плавания.
4. Хуан Себастьян эль Кано. 18 человек.
5. Условия жизни в Европе были крайне нездоровыми, гигиена отсутствовала. Пряности использовались в лечебно-профилактических целях.
6. Империю инков (на территории современного Перу).
7. Курение табака.
8. Индейцы предпочитали смерть неволе на своей земле. Африканцы, привезенные на чужую землю, - работали.
9. Антверпен.
10. Это лично свободные работники, которые работали на мануфактурах по найму, выполняя не всю работу, а каждый рабочий отдельную операцию.


Алёша сам захотел поучаствовать и попросил его зарегистрировать. И бабушка (моя мама), которая его водила на диктант, тоже захотела приобщиться.

Из мелких детей ещё была Варя, Алёшина одноклассница, которая писать диктант не планировала и не была зарегистрирована, но тоже соблазнилась, глядя на Алёшу. Они стали самыми младшими участниками.

Фотка с сайта нашей школы:

(Алёша за первой партой, напротив учительницы)

Диктант назывался "Вкратце об истории Олимпийский игр" и продолжался полтора часа. Текст, на мой взгляд, довольно сложный даже для взрослого, не говоря уж про второклассника (в конце этого поста я его приведу полностью). Бабушка тоже жаловалась, что тяжело, к тому же диктовали быстро - она не успевала подумать. Алёше и подавно было несладко, он не так уж быстро пишет. Да и просто высидеть на одном месте 1,5 часа для 8-летнего ребенка не так уж просто.

Алёша для своего возраста довольно грамотный. Среди моих взрослых знакомых полно людей, которые делают гораздо больше ошибок, чем он:-) Но всё равно, чудес не бывает, и у меня не было иллюзий, что он получит высокую оценку - я была уверена, что она будет отрицательной:-) И его морально готовила, чтобы не сильно расстраивался.

Диктант оценивался по пятибальной шкале, и ниже двойки оценки не предусмотрены, поэтому Алёша всё же получил положительную оценку - 2:-)
Он сделал 9 орфографических ошибок и 9 пунктуационных.
Бабушка получила 3 (3 орфографических ошибки и 5 пунктуационных). Это на грани: одной орфографической или одной пунктуационной больше - и уже было бы 2.

Критерии выставления оценок из "Памятки проверяющего" :
(через дробь указано допустимое для данной оценки количество орфографических и пунктуационных ошибок)
«5»: 0/0, 0/1;
«4»: 0/2, 0/3, 0/4,
1/0, 1/1, 1/2, 1/3, 2/0, 2/1, 2/2;
«3»: 0/5, 0/6, 0/7, 0/8, 1/4, 1/5, 1/6, 1/7,
2/3, 2/4, 2/5, 2/6,
3/0, 3/1, 3/2, 3/3, 3/5,
4/0, 4/1, 4/2, 4/4.

Жаль, что проверенные диктанты нигде не выкладывают, было бы интересно и полезно посмотреть.

Но всё равно, я считаю, что Алёша просто молодец, что не побоялся поучаствовать и хоть как-то осилил этот адский диктант.

Текст диктанта ниже (отсюда).
(По ссылке выше под текстом диктанта приводятся критерии выставления оценок, комментарии к диктанту (на 53 страницах pdf!) и допустимые варианты написания.)
________

Вкратце об истории Олимпийских игр

Древние греки придумали Олимпийские игры, пока вели одну из своих нескончаемых войн. Основных причин было две: во-первых, во время баталий солдатам и офицерам некогда было заниматься спортом, а ведь эллины (так называли себя древние греки) стремились тренироваться всё время, не занятое упражнениями в философии; во-вторых, воинам хотелось поскорее вернуться домой, а отпуск на войне не предоставлялся. Было ясно, что войска нуждались в перемирии и что единственной возможностью его объявить могли стать Олимпийские игры: ведь непременное условие Олимпиады - прекращение войны.

Сначала эллины хотели проводить Олимпийские игры ежегодно, но впоследствии поняли, что частые перерывы в боевых действиях бесконечно удлиняют войны, поэтому Олимпийские игры стали объявлять только раз в четыре года. Зимних игр в те времена, конечно же, не было, потому что в Элладе не было ни ледовых арен, ни горнолыжных трасс.

В Олимпийских играх мог участвовать любой гражданин, но богатые могли позволить себе дорогостоящее спортивное снаряжение, а бедные - нет. Чтобы богатые не побеждали бедных только оттого, что их спортинвентарь лучше, все атлеты мерились силой и ловкостью обнажёнными.

- А почему игры назывались Олимпийскими? - спросите вы. - Боги с Олимпа тоже принимали в них участие?

Нет, боги, кроме ссор между собой, никаким другим спортом не занимались, но любили с нескрываемым от смертных азартом следить за спортивными состязаниями из поднебесья. А чтобы богам сподручнее было наблюдать за перипетиями соревнований, первый стадион построили в святилище, которое называлось Олимпия, - так игры получили свое название.

Боги и те на время игр заключали между собой перемирие и клялись не помогать своим избранникам. Более того, они даже разрешали эллинам считать победителей богами - правда, временными, всего на один день. Чемпионы-олимпийцы удостаивались оливковых и лавровых венков: медалей тогда еще не придумали, а лавр в Древней Греции ценился на вес золота, так что лавровый венок тогда был всё равно что золотая медаль сегодня.

В ДВФУ написали международный тест по истории и всероссийский диктант по праву

Крупнейшей площадкой в Приморье сразу для двух образовательных акций стал Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) 9 декабря. Студенты, сотрудники вуза и все желающие могли выполнить задания международного теста по истории Отечества и всероссийского правового диктанта. В каждой акции приняли участие более 250 человек.

Тест по истории включал 45 вопросов: от образования древнерусского государства в 882 году до современности. Вместе со студентами ДВФУ к акции присоединились участники IV Форума молодежи Приморского края. Тест проводился по инициативе Молодежного парламента при Государственной Думе Российской Федерации в рамках федерального проекта «Каждый день горжусь Россией!».

«На волне популяризации исторического знания с каждым годом тест собирает все больше участников, - отметил доцент департамента истории и археологии Школы гуманитарных наук ДВФУ Александр Исаев. - Надеемся, что непростые вопросы не оттолкнут, а напротив - замотивируют молодежь открыть учебник и восполнить свои знания».

Но если тест по истории Отечества в ДВФУ написали уже в третий раз, то правовой диктант прошел впервые. Одновременно по всей стране участникам предложили ответить на 30 вопросов по основам Конституции, трудовых, административных, гражданских и семейных прав. Акция призвана оценить уровень правовой грамотности населения, однако - отметил заместитель директора Юридической школы ДВФУ Игорь Кутюхин - некоторые задания вызвали трудности даже у преподавателей и практикующих юристов.

«В ДВФУ в акции участвовали, в основном, первокурсники-юристы, потому что их еще нельзя отнести к категории профессионалов. Большинство вопросов оказались непростыми, но наши студенты показали хорошие результаты, набрав в среднем две трети баллов», - добавил Игорь Кутюхин.

Организатором правового диктанта выступила Ассоциация юристов России совместно с Московским государственным юридическим университетом имени О. Е. Кутафина.

Дальневосточный федеральный университет - главная площадка в Приморье для масштабных образовательных акций. Ежегодно в кампусе ДВФУ проводится «Тотальный диктант», Всероссийский географический, этнографический и экономический диктант, диктант по английскому языку, Всероссийская физико-техническая контрольная «Выходи решать!».

В 2018 году ДВФУ имеет все шансы стать центральной площадкой всемирной акции по проверке грамотности «Тотальный диктант». Это произойдет, если Владивосток одержит победу в конкурсе на статус столицы диктанта в 2018 году. Всеобщее интернет-голосование проходит по