12.10.2023

Лечение заикания путем изменения мышления. Глоссофобия (страх выступлений) – признаки, причины, лечение, как избавиться Что такое что такое логофобия


Логофобия — это страх говорить. Навязчивый страх речи при тяжелых нарушениях речи, чаще всего при заикании. Говорящий испытывает чувство стыда перед своим дефектом речи.

Симптомы логофобии

Явным признаком, логофобии, является страх речи.

Кроме этого, фобия имеет физические проявления следующего характера:

  • резкое увеличение или снижение кровеносного давления;
  • учащенное сердцебиение;
  • расширение зрачков;
  • тремор в конечностях;
  • повышенное потоотделение;
  • изменение цвета кожных покровов
  • и др.

Причина возникновения логофобии

Страх это базовая реакция, которая призвана защитить человека, в опасной ситуации. При этом не важно, несет ли ситуация реальную угрозу жизни или мнимую, страх работает всегда одинаково.

Причины возникновения логофобии могут быть самые разнообразные. Развитие фобии, психологи связывают с влиянием, одного из следующих факторов:

  1. Генетический аспект — логофобия, могла возникнуть в результате родственной передачи. Возможно, в вашем поколении, кто-то испытывал такой же страх и теперь он вам достался по наследству.
  2. Травмирующее событие в детском возрасте — в большинстве случаев, источником развития страхов, является травмирующее событие произошедшее в детском возрасте. Из-за того, что событие имело давний характер, оно было забыто в сознании и отложено в подсознание.
  3. Неудачный опыт — если человек, совершил действие и оно принесло результат, который не ожидался, то в следствии этого может возникнуть страх.
  4. Навязанный страх — так как человек, относится к социальному виду, то соответственно он подвержен влиянию его собратьев. Страх — это явление заразительное, поэтому логофобия могла возникнуть в следствии полученной информации от друзей, сми, книг, фильмов и других источников.
  5. Подавленность — психические расстройства, стресс сильно изматывают организм. В следствии этого, ресурсов на поддержание активного состояния становиться все меньше. Что приводит к появлению различных фобий и страхов.

Как избавиться от логофобии?

Самый простой и известный способ избавиться от логофобии это взять преодолеть этот страх усилием воли. Однако на практике, на такое способен не каждый. Поэтому в психологической практики, использует несколько иные подходы.

Фармакологический подход

Для лечения страхов, а так же других психологических расстройств используют препараты разных групп.

  • Транквилизаторы: «Афобазол», «Феназепам», «Тенотен», «Триоксазин»;
  • Антидепрессанты: «Амизол», «Ребоксетин», «Ауторикс»;
  • Гипнотики: «Зопиклон», «Релаксон», «Золпидем»;
  • Нейролептики: «Аминазин», «Клопиксол», «Эглонил».

Обращаем внимание, что самостоятельное лечение, может привести к непредсказуемым последствиям. Так как множество из перечисленных здесь препаратов, имеют большое количество побочных эффектов. Определить дозировку и продолжительность курса, может только лечащий врач.

Психологический подход

Чаще всего, для лечения страхов и фобий использую психологический подход. Его использование оправдано, поскольку позволяет добиться быстрого и устойчивого результата. Самые распространенные практики, среди психологов следующие:

  • Психотерапия — с пациентом выясняется первопричина появления страха. После чего, проводиться его проработка на глубинном уровне подсознания.
  • Психо-коррекция — суть заключается в моделировании специальных ситуаций, справившись с которыми, человек избавляется от страха.
  • Гипноз — специалист водит человека, в транссовое состояние в котором, навязывает правильную реакцию на раздражитель.
  • Аутотренинг — в результате регулярных аутогенных тренировок, у человека снижается уровень стресса. Что соответственно облегчает его состояние.

В медицинской психологии, для преодоления страхов и фобий в основном используются комплексные методики и подходы. Из всего их многообразия, особо выделяется

У большого числа заикающихся, начиная с подросткового возраста, наблюдается патологическая личностная реакция на речевой дефект в виде боязни речевого общения - логофобия. Логофобия включает в себя навязчивые переживания и страх возникновения речевых.судорог. Этот страх усиливается в определенных ситуациях, в связи с чем у заикающихся появляется реакция избегания “речевых” ситуаций, наблюдается ограничение общения. Логофобия существенно осложняет общую картину данной речевой патологии.

Логофобия у подростков, помимо ограничения общения, главным образом со сверстниками, нередко приводит к отказу заикающихся отвечать устно перед классом. Они переходят на письменные ответы. Все эти факторы отрицательно влияют на речевое состояние заикающихся. (Подробнее см. 2.3.)

Течение заикания

Заикание, возникающее у детей дошкольного возраста, может наблюдаться в течение нескольких часов либо нескольких месяцев, а затем пройти либо спонтанно, либо в результате коррекционного воздействия.

В большом числе случаев заикание приобретает хроническое течение. Соответственно различают несколько типов течения данного речевого расстройства.

Регредиентный тип течения, при котором постепенно вся симптоматика заикания исчезает. Ослабляется тяжесть заикания, постепенно убывает или исчезает страх речи, уменьшаются сопутствующие и содружественные движения, т.е. это благоприятный тип течения.

Уменьшение и исчезновение симптоматики заикания может происходить спонтанно, в детском возрасте под влиянием адекватных лого-коррекционньк воздействий. В том случае, если заикание не проходит спонтанно в течение 6-ти месяцев от момента возникновения, то можно считать, что оно приобрело хроническое течение При хроническом течении заикания выделяют следующие типы.

Стационарный тип течения - характеризуется достаточной стабильностью и монотонностью протекания речевого дефекта, т.е. выраженность речевого дефекта, логофобии, сопутствующих психопатологических и моторных нарушений на протяжении определенного периода времени не претерпевает изменений. Таким образом, заикание не меняется как по тяжести проявления, так и по клинической картине.

Рецидивирующий тип течения - наблюдается чередование периодов плавной речи с периодами заикания.

Волнообразный тип течения - характеризуется периодическими колебаниями различной длительности то в сторону улучшения, то в сторону ухудшения речи, однако полного исчезновения заикания не наблюдается. Иногда эти колебания могут быть связаны с какими-либо причинами: например, ухудшение речи может наблюдаться в осенне-весенний период года, с поступлением в школу, пубертатным возрастом, службой в армии и т.п. В ряде случаев волнообразные изменения в речи и состоянии заикающегося могут проходить и без видимой причины.

Прогредиентный тип течения - характеризуется тенденцией заикания к ухудшению. Вся симптоматика речевого дефекта усложняется, а состояние заикающегося постепенно ухудшается.

2.2 Этиология заикания

До настоящего времени нет единого взгляда на этиологию заикания. В то же время все исследователи сходятся во мнении, что при появлении заикания имеет значение ряд факторов.

1. Определенный возраст ребенка.

2. Состояние центральной нервной системы ребенка.

3. Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза.

4. Особенности формирования функциональной асимметрии мозга.

5. Наличие психической травматизации.

6. Генетический фактор.

7. Половой деморфизм.

Можно перечислить еще целый ряд факторов, которые могут предшествовать появлению заикания (соматическая ослабленность, неправильные формы воспитания, аномальные черты характера, неблагоприятная социальная среда и т.д.). Независимо от того, какой этиологический фактор является ведущим в возникновении заикания, можно считать, что данный фактор, в первую очередь, снижает адаптивные свойства центральной нервной системы ребенка.

При заикании, как правило, отсутствует специфическая одиночная причина, вызывающая данную речевую патологию, поскольку для этого необходимо сочетание ряда факторов.

Итак, рассмотрим каждый из этиологических факторов отдельно.

Определенный возраст ребенка

По данным многочисленных наблюдений в подавляющем числе случаев первые признаки появляются в возрасте 2-6 лет. Имеются лишь единичные случаи, когда заикание появлялось после 7-ми лет. Такая возрастная избирательность появления заикания связана с тем, что формирующиеся в дошкольном возрасте координаторные механизмы речевой деятельности находятся в стадии интенсивного формирования. Физиологические исследования свидетельствуют о том, что любая функциональная система, находящаяся в стадии интенсивного развития, является избирательно ранимой под влиянием вредоносных факторов.

Состояние центральной нервной системы

Нередко у заикающихся отмечается органическое поражение мозга резидуального характера, возникающее во внутриутробном, пренатальном или постнатальном периодах развития. Это поражение, как правило, бывает диффузным, в то же время обычно отмечаются те или иные отклонения в состоянии моторньк структур мозга. В целом для заикающихся характерна недостаточность двигательной сферы, выраженная в разной степени. Речь предъявляет высокие требования к тонко дифференцированной моторной деятельности, совершенство которой зависит от целостности и степени зрелости центральной нервной системы.

У части заикающихся исследования не обнаруживают органического поражения мозга. В то же время они характеризуются такими чертами поведения, как повышенная впечатлительность, тревожность, низкий уровень адаптации к новьм условиям, что свидетельствует об особом, более ранимом состоянии центральной нервной системы, чем в норме.

Индивидуальные особенности протекания речевого онтогенеза

В речевом развитии детей отмечаются периоды, когда их нервная система испытывает большое напряжение. Для начала заикания особое значение имеет период интенсивного формирования речи. В это время для многих детей характерно появление физиологических итераций.

Выявляется значительное несоответствие между пока еще недостаточно оформленным речевым дыханием и психической возможностью произнесения сложных фраз.

Психическая сторона речи в этот период опережает возможности ее моторной реализации. В свою очередь, в психической стороне речи наряду с наличием высокой степени речевой мотивации имеется выраженная несформированность процесса внутреннеречевого программирования. С этим несоответствием связано появление в речи у детей физиологических итераций в виде повторения слогов, слов, словосочетаний. Кроме этого, в речи имеются необоснованные паузы и ошибки в лексико-грамматичес-ком структурировании контекстного высказывания.

Большое значение в появлении заикания может иметь и темп речевого развития. Появление развернутой фразовой речи к 1,6-1,8 года жизни делает формирующуюся функциональную систему речи более ранимой.

Аналогичная ситуация возникает при некоторой задержке речевого развития. У детей с задержкой речевого развития нередко наблюдается интенсивное развитие фразовой речи в 3,5-4,5 года, что ослабляет координаторные механизмы формирующейся речевой системы и может способствовать появлению заикания.

В этот период речевого развития имеет большое значение поведение взрослых, окружающих ребенка. Фиксация внимания ребенка на итерациях может провоцировать появление заикания. Вредным также является и психологическое травмирование детей частыми указаниями на ошибки в их речи.

Особенности формирования функциональной асимметрии мозга

Известно немало наблюдений, свидетельствующих о тесной связи заикания с левшеством. На это указывает большой процент левшей среди заикающихся, значительно превышающий процент левшества в популяции.

Есть указания также на то, что заикание нередко возникает при перевоспитании леворукости на праворукость. В тех случаях, когда переучивание происходит грубо, а также в неадекватно сжатые сроки, у ребенка может появиться заикание.

Следует учесть, что при левшестве у детей наблюдаются высокая общая эмоциональность, боязливость, тревожность и другие показатели, которые нередко ведут к невротическому реагированию при воздействии различных патогенных раздражителей.

Электрофизиологические исследования свидетельствуют о том, что у заикающихся нарушается ведущая роль левого полушария в организации устной речи (И. В. Данилов, И.П. Черепанов, 1970).

Ослабление гармонического взаимодействия между симметричными структурами мозга у заикающихся делает такую центральную нервную систему особо ранимой, что, в первую очередь, отражается на их речевой функции.

Наличие психической травматизации

Психические травмы разделяют на острые и хронические, причем объективная сила воздействия психического фактора травмы не имеет решающего значения.

По своему конкретному содержанию психические травмы отличаются большим разнообразием. Реакция на психическую травму в виде заикания характерна для психомоторного уровня реагирования центральной нервной системы, что свойственно детям дошкольного возраста.

В большинстве случаев психическая травма является пусковым моментом в возникновении заикания. Именно вскоре после перенесения острой психической травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций у многих детей появляются запинки судорожного характера.

Генетический фактор

Данные мировой литературы свидетельствуют, что отягощенная наследственность по заиканию может прослеживаться на уровне нескольких поколений. Частота возникновения заикания у родных братьев и сестер составляет 18%. Причем у дизиготных (разнояйцевых) близнецов заикание встречается в 32%, а у монозиготных (однояйцевых) - в 77%. Заикающиеся мужчины и женщины могут иметь заикающихся детей с большей вероятностью, чем незаикающиеся родители. При этом у заикающихся мужчин процент появления заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей - 9%. Для женщины риск появления заикающихся детей выше: в этом случая появляется 36% заикающихся мальчиков и 17% заикающихся девочек.

Известно также, что если среди близких родственников имеется хотя бы один заикающийся, то риск появления заикания в последующих поколениях резко возрастает, в особенности, если заикаются родители. По-видимому, по наследству передается определенная слабость центральных речевых механизмов, которые повышенно подвержены воздействию факторов риска. Генетическая наследственность той или иной патологии проявляется, как правило, только при наличии дополнительной вредности.

Половой деморфизм

У мальчиков заикание встречается в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек. Механизм этого явления до конца не ясен. Предполагается, что у девочек в более сжатые сроки формируются моторные функции: они начинают раньше мальчиков ходить, говорить, тонкая моторика пальцев рук и речевые артикуляции у них также формируются быстрее. Возможно, в связи с этим речедвигательные механизмы у девочек более устойчивы к экзогенным вредоносным влияниям.

Разумеется, перечисленные этиологические факторы не исчерпывают все причины, с которыми может быть связано появление заикания.

Однако здесь выделены те факторы, которые играют прямую или косвенную роль в возникновении заикания по данным современных многочисленных исследований.

Боюсь говорить, логофобия: лечение логофобии при заикании, ребенок боится говорить

Боюсь говорить: ребенок боится говорить, как перестать бояться говорить, как вылечить логофобию

Что это такое логофобия?

Логофобия - это навязчивый страх перед речью, выраженный в различной степени. Термин «логофобия » происходит от греческой приставки «лого», означающей «речь», «слово», «рассуждение» и от греческого лова «фобия», означающего навязчивое состояние в виде непреодолимой боязни различных предметов, движений, действий, поступков, ситуаций. Логофобия - это один из симптомов при заикании. Заикание часто характеризуется логофобией. Логофобия влияет на личность ребенка и вызывает отрицательные изменения в его поведении. Логофобия проявляется одновременно страхом перед коллективом и болезненной застенчивостью, глубоко проникает в психику ребенка, мешает усвоению знаний и устранению заикания. При логофобии ребенок боится отвечать на уроках, из-за этого резко снижается успеваемость, особенно при устных ответах на уроках в школе, на занятия в институте. Ребенок, мальчик, девочка, подросток, девушка, парень боятся выступать перед аудиторией, на собраниях, презентациях, докладах, экзаменах. Ребенок боится говорить . «Боюсь говорить », - слышится один лишь ответ.

Логофобия: симптомы, признаки, клиника логофобии

Какие симптомы при логофобии , какие существуют признаки логофобии ? Клиника логофобии достаточна типична. Ребенок, подросток боится говорить. Страх перед речью заставляет его чаще молчать, чем говорить, особенно, если рядом присутствуют посторонние люди, а не родственники.

Логофобия: лечение логофобии у мальчиков, девочек, детей, подростков, парней, девушек

Сарклиник с помощью эффективных методов терапии проводит лечение логофобии у мальчиков и девочек в России , лечение логофобии в Саратове , лечение логофобии у парней и девушек, лечение логофобии в России, лечение логофобии у взрослых (мужчин и женщин), , . Сарклиник знает, как лечить логофобию , как вылечить логофобию, как избавиться от логофобии, победить, убрать логофобию, как научить ребенка не бояться речи, говорить, что делать, если у Вас логофобия. Приходите в Сарклиник, врач обязательно поможет. На сайте сайтк Вы можете бесплатно задать и получить ответ.

Как перестать бояться говорить?

Сарклиник применяет эффективные способы для того, чтобы перестать бояться говорить . И Ваше «боюсь говорить с людьми » полностью исчезнет. Не бойтесь говорить «люблю», не бойтесь отвечать на уроках вслух громко, не бойтесь выступать перед аудиторией, не бойтесь выступать на экзаменах, не бойтесь говорить правду в детском саду (детсаду), не бойтесь говорить с людьми, не бойтесь поговорить с девушкой, парнем, не бойтесь говорить по телефону, не бойтесь говорить люблю стихи, не бойтесь говорить тосты. Сарклиник знает, как перестать боятся говорить, как происходит становление личности заикающегося. Если Ваш , то обязательно обращайтесь к специалисту. Чем раньше начато лечение, тем быстрее ребенок избавиться от заикания и логофобии.

. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Текст: ® SARCLINIC | Sarclinic.com \ Sаrlinic.ru Фото: Lebval / Фотобанк Фотодженика / photogenica.ru Люди, изображенные на фото, - модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

В современном мире для достижения успеха, продвижения по картерной лестнице необходимо много общаться, взаимодействовать с огромным количеством людей. Если легкий трепет, переживания и эмоции исчезают быстро и человек без усилий возвращается в привычное состояние – это привычный «отклик» организма на эмоциональную встряску. Постоянно возникающие сильные переживания с губительными последствиями для человеческой психики и здоровья дают повод для установления врачебного диагноза «глоссофобия», означающего паническую боязнь публичных выступлений .

Похожее на сайте:

Особенности появления и проявления

Не просто боязнь аудитории, а настоящая паника «накрывает» человека при одной мысли о выступлении. Вполне закономерное переживание предстоящего ораторства в случае фобии заменяется неконтролируемым затяжным приступом, когда нельзя сопротивляться поступающему ужасу.

Страх публичного выступления проявляется внешними характерными признаками.

Глоссофобия (среди специалистов может употребляться другой термин – «пейрафобия ») заметна для окружающих по нескольким приметам:

  • Несвойственным человеку жестами, мимикой;
  • Голосовым особенностям: изменением тембра и силы звука;
  • Усиленным выделением пота;
  • Мышечным перенапряжением, вплоть до «заклинивания» движений;
  • Повышенной сухостью во рту («в горле пересохло»).

Кроме того, возможно наступление временной немоты, обморочное состояние и приступ «медвежьей болезни» (неконтролируемое мочеиспускание). Человек буквально впадает в тяжелый ступор . Степень выраженности подобных симптомов зависит от нескольких факторов:

  • Общего состояния психики человека;
  • Наличия негативных эмоциональных состояний;
  • Особенностей характера личности;
  • Цели предстоящего выступления.

В последнем случае глоссофобия может проявляться как при заниженной, так и при завышенной самооценке, когда не оправдываются слишком большие ожидания от выхода на аудиторию.

Посмотрите полезное видео на эту тему

Первопричины

Появление на большой аудитории всегда сопровождается волнением , однако подобное явление может иметь различные причины и проявления. Психологами выделяются несколько возможных причин формирования и присутствия фобии в психике человека. Глоссофобия может иметь социальные или наследственные корни.

Генетические, или наследственные фобии очень трудно преодолеваются, так как в психику заложена особая, «тревожная» программа.

Психологи утверждают, что повышенное беспокойство, необоснованные переживания, присутствие страхов способны передаваться по наследству.

Другая причина возникновения страха перед сценой кроется в социальных предпосылках, это:

  • Болезненное восприятие стрессовых ситуаций, искусственное их преувеличение;
  • Чрезмерная восприимчивость чужого мнения;
  • Отрицательный опыт «из детства»: боязнь осмеяния, выпячивания недостатков, пережитый остракизм сверстников, выявленная в раннем возрасте логофобия;
  • Перфекционизм.

Последняя указанная основа боязни огней рампы может указывать на необоснованно завышенные требования к себе , которым индивидуум просто не может соответствовать в силу особенностей личности.

Где истоки фобии?

Фобии по большинству базируются на детских страхах. Взрослые часто сами «помогают» ребенку стать неуверенным в себе своими упреками, насмешками, даже угрозами. Боязнь не оправдать ожидания родителей, оказаться неуспешным, не понравиться окружающим закрепляется в детском подсознании.

Очень полезный и подробный материал от эксперта:

Страх говорить, общаться часто влечет за собой:

  • мутизм – невротическую реакцию организма на диссонанс с окружающей обстановкой. Если ситуация «я боюсь» повторяется и не корректируется, создаются предпосылки для формирования речевых фобий – глоссофобии и ее разновидностей (лалофобии, вербофобии). На закрепленном страхе «вырастает» заикание, откуда развивается логофобия. В результате – проблемы с учебой, трудности в общении со сверстниками.

Диагностирование

Чтобы излечить что-либо, нужно вначале провести соответствующую диагностику проблемного случая. Навязчивый страх перед общением с людьми в предстоящем выступлением существует в нескольких вариантах , обладает некоторыми особенностями. Для изучения фобий используются специально разработанные психологами тесты.

Известны несколько профессиональных видов помощи для проблем, связанных с речевыми нарушениями. К примеру, тестирование IELTS, со сдачей Speaking теста, для проверки устной речи и выявления проблем речевого аппарата.

Данная диагностика успешно прошла испытания в студенческих группах, где логофобия наблюдалась у 96% учащихся.

Чем лечить «разговорный» страх?

Методы помощи при устойчивой речевой фобии направлены на устранение боязни разговаривать, общаться в непривычной, незнакомой обстановке. По утверждению психологов, боязни публичного выступления подвержены практически все люди, однако не у всех результатом подобного стрессового состояния является фобия. Лечение в зависимости от степени сложности проявления, вариативно, подбирается индивидуально, из нескольких методов:

  1. Когнитивно-поведенческая терапия;
  2. Медикаментозное воздействие;
  3. Аутогенная тренировка;
  4. Специализированный логопедический массаж;
  5. Занятия пением, тренировка дыхательного аппарата;
  6. Индивидуальная и групповая работа с профильными специалистами.

Психология предлагает несколько видов специального лечения, к примеру:

  • Методика Ю. Огарковой-Дубинской по преодолению страха перед публичным выступлением
  • Разработка Ю.М. Орлова — специальное научное направление в психологии, посвященное саногенному мышлению.
  • 12 упражнений для нормализации речи А. и Г. Гутцманов (восстановление нормальной речи при заикании).
  • Для исцеления могут потребоваться не только сила характера, но и значительные время и средства.

Полезное видео от профессионального психотерапевта:

Популярные лекарственные препараты

Логофобия требует приема лекарственных препаратов успокаивающего, расслабляющего действия. Назначаются:

Нейтрализует тревожные состояния, помогает в лечении расстройств психики. Стоимость нужно уточнить в региональной сети аптек.

Золофт . Показан при панических расстройствах психики, фобиях социального происхождения. Стоимость колеблется от 350 до 450 руб., зависит от региона продажи.

Средство нейролептического воздействия для лечения страхов, пограничных состояний. Стоимость: от 600 руб.

Феназепам . Купирует панические расстройства, обладает мгновенным действием, кратковременным эффектом. Цена: в пределах 80-130 руб.