24.01.2024

Какое значение имеет воздух, кислород для жизни человека, растений и всех живых организмов? Сколько здоровый человек, мозг человека может прожить без воздуха, кислорода? Какой зафиксирован рекорд задержки дыхания человека под водой? Урок на тему "Воздух.


Влияние воздуха на растения можно рассматривать с двух сторон: как механическое действие, и как влияние химического состава.

Химический состав воздуха может ограничить распространение растений по Земле, а порой сократить их ареал.

Газовый состав воздуха обладает определенным постоянством: 78% азота, 21 % кислорода, 0,03% углекислого газа, 0,01 % аргона и небольшая часть приходится на непостоянные примеси - аммиак, оксид серы (IV), водяной пар, пыль, сажа и проч.

Твердые частицы, находящиеся в загрязненном воздухе, оседают на листьях растений и резко снижают интенсивность фотосинтеза и дыхания. Вредное действие на растения оказывают примеси, попадающие в воздух с промышленных предприятий. Не все растения одинаково чувствительны к их действию. Наиболее чувствительными к загрязнению оказались лишайники, среди древесных пород - хвойные (ель, сосна). Довольно устойчивы к загрязнению воздуха черемуха, тополь, липа, береза. При озеленении городов и населенных пунктов учитывается степень устойчивости растений к загрязнению воздуха.

Большое значение для фотосинтеза имеет содержание углекислого газа в воздухе; из него растение получает углерод , необходимый для создания органического вещества. Растения из воздуха поглощают углекислый газ и кислород. В процессе фотосинтеза углекислый газ разлагается на углерод и кислород. Из углерода растения создают органические вещества, а кислород выделяется в атмосферу. Одновременно растения из воздуха поглощают кислород для дыхания, но в меньшем количестве, чем выделяют. Увеличение количества углекислого газа в воздухе (до определенного предела) способствует более интенсивному протеканию фотосинтеза, что приводит к увеличению продуктивности растений. В естественных условиях углекислый газ пополняется за счет процессов брожения , дыхания животных и растений, он выделяется при извержении вулканов, пожарах и пр.

Механическое действие воздуха связано с его движением. Необходим постоянный воздухообмен как, например, в кроне дерева, так и в почве в зоне расположения корней. Следовательно слабый ветер полезен. Движение воздуха - ветер усиливает транспирацию и нарушает водный баланс. При сильных ветрах летом иссушается почва и растение начинает сбрасывать листья (наблюдается летний листопад). Это приводит к заметному снижению продуктивности зеленой массы и семян. Сильный ветер в период цветения затрудняет лёту пчел, подсушивает рыльца пестиков, и поэтому пыльца не прорастает и не происходит оплодотворения. Во время созревания плодов ветер сбивает плоды, может поломать ветки.

Плоды и семена растений имеют ряд приспособлений для лучшего переноса их ветром: крылатки, хохолки, парашютики и др. Так же ветер принимает участие в опылении растений.

И еще ветер может формировать даже крону деревьев. Во многих областях земного шара ветры имеют преимущественно одно направление, в результате чего образуются флагообразные и стелющиеся формы растений (см. рис.1).

Рис.1. Флагообразная крона.

Разделы: Начальная школа

  • познакомить с богатствами природы – воздухом и водой; учить практическому исследованию природы;
  • выяснить источники загрязнения воды и воздуха в нашем крае; определить меры защиты воды и воздуха от загрязнения в нашем городе;
  • формировать приемы учебной деятельности, понятие экологической целостности природы;
  • прививать экологическую культуру младшим школьникам на основе использования краеведческого материала.

Оборудование: сигнальные карточки, предметные картинки, схемы, тесты, пробирка, стакан, блюдце, бумага, воздушный шарик, экологические знаки.

Ход урока

I. Организация класса.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

II. Проверка домашнего задания.

1. Коллективная работа. Игра «Живая – неживая».

Сигнализируют:

зеленый – живая природа,
красный – неживая природа.

Ромашка, липа, облако, гриб, камень, пчела, ворона, солнце, ягода, петух, вода, собака, воздух, рыбка.

2. Индивидуальная работа у доски.

Расположите карточки с рисунками живой и неживой природы правильно.

1ученик 2ученик

живая природа неживая природа

3. Индивидуальная работа по тестам. Игра «Крестики - нолики».

1. К неживой природе относится:



2. К живой природе относится:

а). человек, животные, растения, грибы и микробы;
б). солнце, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками;
в). солнце, небо, облака, камни, вода, дождь, снег.

3. Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:

а). они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;
б). они разговаривают, бегают и прыгают, смеются, плачут, растут, умирают;
в). они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают.

4. Работа у доски.

Дорисовать до любого объекта живой природы вот такую линию:

III. Сообщение темы и задач урока.

Сегодня мы поближе познакомимся с очень важными природными богатствами, которые дарит нам природа.

Отгадайте загадки:

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда захочу
Даже камень источу. (Вода)

Правильно, на уроке мы будем говорить о воздухе и воде, познакомимся с их значением для всего живого, с источниками загрязнения и мерами защиты воздуха и воды от загрязнения.

IV. Работа по теме.

1. Воздух и его значение для всего живого.

Опыт 1. -Что в этой пробирке?

Что ж, давайте проверим, что там действительно пусто. (Опускаем пробирку в сосуд с водой).

Видите, из горлышка побежали пузырьки, а вы говорите «пусто». Так что за невидимка сидел в пробирке, кого выдали пузырьки?

Правильно, это воздух, без которого не было бы жизни на земле.

Воздушный океан называется атмосферой. Голубая «рубашка» спасает нашу планету от солнечного жара, от космического холода, защищает Землю от метеоритов, следит за климатом на нашей планете. Благодаря воздушной оболочке на Земле существует жизнь.

Воздух - это не просто газ, а смесь разных газов, прежде всего азота, кислорода и углекислого газа. Чтобы вам лучше представить, каких газов в воздухе больше, а каких меньше, посмотрите на графический «воздушный шарик».

Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный?

Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Зато в нем становится больше углекислого газа, который для дыхания не пригоден.

Скажите, для чего мы проветриваем комнаты?

Какой вывод можно сделать?

Опыт2. Но кислород нужен не только для дыхания.

Смотрите, я зажигаю бумажку. Горит?

А теперь накрою ее стаканом. Раз, два, три…погасла. Почему?

Бумага еще не сгорела, но огня не может быть без кислорода. Дышат люди, животные, горит огонь – тоже забирает кислород и углекислого газа становится все больше и больше. Трубы заводов, фабрик, электростанций выпускают в воздух целые облака углекислого газа. Все живое давно бы задохнулось, если бы …. Чем больше растений, тем чище воздух.

Где человек может использовать это свойство? (При тушении пожара)

2. Источники загрязнения воздуха в нашем городе. Защита воздуха от загрязнения.

а). Проблемная ситуация.

К нам пришла телеграмма от жителей нашего города:

«Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы, обрушили на горожан свои выхлопные газы. Заводы бесконечно дымят. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти. Помогите!».

б). Причины загрязнения воздуха в нашем городе.

Нам нужно срочно провести Конференцию экологов, чтобы обсудить, от чего загрязняется атмосфера, что нужно делать для ее защиты от загрязнения. А помогут нам в решении этих вопросов корреспонденты.

1 корресп. Атмосферный воздух испытывает серьезную нагрузку от выбросов промышленных предприятий и транспорта. Трубы заводов выпускают в воздух целые реки углекислого газа, из выхлопных труб автомобилей вырываются струи различных газов.

2 корресп. Автомобиль стал злейшим врагом природы. Он занимает первое место по объему выбросов вредных веществ в атмосферу. Один автомобиль в год выбрасывает тонну выхлопных газов, в которых 200 видов вредных веществ. Этот же автомобиль дает 10 кг пыли. Растения вдоль дорог заражены тяжелыми металлами… Таким образом, автомобиль является одним из главных источников загрязнения.

Учитель. Послушаем репортаж с асфальтного завода.

3 корресп. Мы находимся рядом с асфальтным заводом. Вокруг него почти нет растительности: погибла трава, кустарники, стоят хилые деревья. Причина в том, что завод выбрасывает огромное количество загрязняющих веществ. Кроме того, на предприятии отсутствуют сооружения и установки по улавливанию и обезвреживанию вредных веществ и газов. При этом на один квадратный километр за сутки может выпадать одна тонна пыли.

Учитель. Какую мрачную картину представили нам корреспонденты. А какое влияние оказывает загрязненный воздух на растения и животных?

4 корресп. У меня такие данные для вас. 1/3 часть растительности поражена кислотными дождями. В разгар лета опадает листва, отмирают корни. Исчезает рыба. Животные покидают привычные места обитания. Многие из них в поисках нового места гибнут. Страдает здоровье человека.

Учитель. Объясните, пожалуйста, как образуются кислотные дожди?

5 корресп. Высокие заводские трубы выбрасывают в воздух сернистый газ, он соединяется с атмосферной влагой, образуются капельки раствора сернистой кислоты. Эти ядовитые вещества пропитывают тучи, которые ветер переносит на тысячи километров. Так и выпадает кислотный дождь.

Какое решение приняла конференция, вы найдете в учебнике.

в). Работа с книгой. Чтение текста самостоятельно. Выборочное чтение ответа на вопрос.

Как вы можете помочь в защите воздуха от загрязнения?

г). Экологический проект «Строим завод».

(Поют дети).

Чунга-чанга, воздух весь в пыли!
Чунга-чанга, вот этим дышим мы!
Чунга-чанга, газы травят нас!
Чунга-чанга, зависит все от нас!

Как правильно построить завод, чтобы в атмосфере нашего города как можно меньше было загрязняющих веществ?

д). Песня.

Где это было? Когда это было?
В детстве, а может, во сне,
Воздух был чистым, не запыленным,
Как по весне.

Люди, прошу вас, потише, потише!
Опасность пусть сгинет во мгле!
Воздух, будь чистым!
Вода будь прозрачной!
А мы – на Земле!

Физкультминутка.

Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.

3. Вода и ее значение.

а). Беседа о воде.

Какого цвета больше на глобусе? Что это означает?

Голубым цветом изображена на глобусе вода – все моря и океаны нашей планеты, реки и озера. Они занимают больше места, чем суша. Но, несмотря на большие запасы воды на земле, всего лишь небольшая часть ее пригодна для питья, т. к. человек может пить только пресную воду. А пресная вода есть только в реках и озерах, ее совсем немного на земле.

б). Работа с учебником с. 12.

Где мы используем воду?

4. Источники загрязнение воды.

Среди полей и лесов текла речка – чистая и прозрачная, со студеной водой. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы искупаться; рыбаки – наловить рыбы. Все любили эту речку… Но вот однажды река загрустила, потому что стала разноцветной: серой, желтой, красной, черной…(Под журчание ручейка читались слова).

Плачет малая речонка,
Одолел речонку страх.
Стала речка разноцветной,
Заболела на глазах.

Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.

Сценка.

Желтая рыбка. Соседка, почему ты такая красная?

Красная рыбка. На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему желтая, как лимон?

Желтая рыбка. Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошел сильный дождь. Ручей с берега принес мутный поток. Чего только в нем не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь…А ты, подружка, чего такая фиолетовая?

Фиолетовая рыбка. Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, бревна, даже колеса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой – еле-еле выбралась из-под мусора.

Красная рыбка . Ой, смотрите-ка, кто это?

Фиолетовая рыбка. Среди своих родичей я таких не видела.

Черная рыбка. Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую разлили в нашей реке. Нефть тонкой пленкой покрыла воду. Стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и от нефти погибают.

Ребята, вы внимательно послушали рыбок. Вспомните, отчего река стала цветной.

(Составление схемы на магнитной доске.)

Назовите источники загрязнения рек, протекающих в нашем городе.

Запомни! 1литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. 5 граммов нефтепродуктов затягивают пленкой 50 квадратных метров поверхности воды.

5. Меры по защите воды от загрязнения.

а). Работа по учебнику с. 13. Самостоятельное чтение.

Выборочное чтение ответа на вопрос.

Какую помощь по защите воды и бережному ее использованию можете оказать вы?

Какие экологические знаки можно установить на берегу реки Оскол? в классе?

(Стихотворение читают дети)

Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку светлую мою!

VI. Д. з. : чит с. 10-13, нарисовать экологические знаки по защите воздуха и воды от загрязнения.

V. Итог урока.

Что узнали на уроке?

Что вы можете делать, чтобы воздух и вода были чистыми?

Какие знания, полученные на уроке, вам пригодятся в жизни?

Почему человеку, животным и растениям нужен чистый воздух и вода?

Мне хочется закончить наш урок словами из стихотворения И. Трофимовой:

Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!

VI. Рефлексия.

  • привлек меня тем…
  • показался интересным…
  • взволновал…
  • заставил задуматься…
  • навел меня на размышления…

Литература:

1. Брыкина Н. Т. , Жиренко О. Е. , Барылкина Л. П. . Мастерская учителя. -М: «Вако» 2004.
2. Казакова О. В. ,. Сбоева Н. А. . Воздух и вода. – М: «Вако»2003.
3. Николаева Е. И. Тесты по природоведению. -М: «Первое сентября» 2002.
4. Пеняева Е. Ю. В гостях у природы. // Начальная школа №6 -2004.

Значение воздуха для жизни растений и человека.

Воздух — смесь разнообразных газов. В составе кислорода много азота и кислорода. Самое интересное, что без этих компонентов невозможна жизнь на планете. Это связано с тем, что данные химические вещества способствуют протеканию разнообразных реакций в организме. Без них невозможен метаболизм.

Какое значение имеет воздух, кислород для жизни человека, растений и всех живых организмов?

Этот газ участвует в обменных процессах. Благодаря этому газу все живые организмы дышат. Это касается как людей, так и растений. Кроме того. при вдыхании воздуха, в организме животных и людей происходит процесс окисления глюкозы. Во время этой химической реакции происходит выделение энергии.

Без энергии в свою очередь не возможно осуществлять движение.

Сколько здоровый человек, мозг человека может прожить без воздуха, кислорода?

Значения неоднозначные. Это зависит от физического здоровья и тренировок. Вообще обычный человек в среднем может побыть без воздуха 4-9 минут. Если учесть пребывание под водой, то обычный посетитель пляжа сможет быть под водой 30-80 секунд. А девушки, добывающие жемчуг из воды, могу прожить без воздуха 5 минут. Дело в том, что без кислорода прекращается выработка энергии и сердце останавливаются. Без кислорода погибают мозговые клетки.

Сейчас разработано множество способов продления бездыханного периода. Эти техники практикуют йоги и известные дайверы.



Почему при задержке дыхания в крови накапливается углекислый газ?

Это происходит в результате обменных процессов, а точнее во время окисления глюкозы. При взаимодействии глюкозы и кислорода получается вода и углекислый газ, который накапливается в организме.



Сколько воздуха, кислорода нужно человеку в час, в сутки?

Для каждого человека это разные числа. Количество зависит и от нагрузки.

Примерные данные потребления воздуха за минутку:

  • Сидячее положение и состояние покоя 6 л
  • Легкие физические нагрузки 20 л
  • Фитнес, кардио тренировки 60 л

То есть за сутки значения будут составлять:

  • 864 л в состоянии покоя
  • 28800 л при легкой нагрузке
  • 86400 л во время тяжелых нагрузок


Необходимый объем воздуха, кислорода на человека в помещении: значение

Этими числами руководствуются при проектировании вентиляции.

Среднее значение находится в пределах 30-60 кубов воздуха в час в помещении.

Какой зафиксирован рекорд задержки дыхания человека под водой?

Занесен в Книгу рекордов Гиннеса Том Ситас. Это фридайвер, у которого объем легких на 20% больше чем у обычного человека. Его рекорд составил 22 минуты и 22 секунды. Задержка дыхания происходила под водой. До рекорда дайвер дышал кислородом из баллона и не принимал пищу 5 часов.



Тренировка задержки дыхания: упражнения

Существует несколько методик тренировок задержки дыхания.

Упражнения:

  • Ходьба под счет. На самом деле в самом начале тренировку нет необходимости задерживать дыхание. Необходимо через 10 шагов осуществлять вдох и через 10 выдох. Со временем можно вдохом и выдохом вставлять интервалы задержки дыхания.
  • Йога. Практически все упражнения йогов направлены на увеличение объема легких. Необходимо чаще заниматься йогой.
  • Полоскание. Как не парадоксально звучит, но в танцах живота часто используют это упражнение. Необходимо сделать глубокий вдох, а затем выдох. После этого осуществляется задержка дыхания и толчкообразные движения животом.
  • Собачье дыхание. Необходимо в течение дня время от времени дышать как собаки. То есть осуществлять частые и короткие вдохи и выдохи.


Воздух — основа жизни. Без него невозможно существование людей и других живых организмов.

ВИДЕО: Задержка дыхания

Из всех составных частей биосферы для нормальной жизнедеятельности человека, прежде всего, нужен воздух. Без еды человек может прожить до пяти дней, без воздуха не более пяти минут. В сутки человек в среднем потребляет около килограмма пищи, до двух с половиной литров воды и кислород из двадцати килограммов воздуха. Но потребляемый воздух должен отвечать определённым санитарным требованиям, иначе он вызовет острые или хронические заболевания. В результате промышленных выбросов воздух многих городов загрязнен настолько, что днем почти не видно солнца. Промышленная пыль представляет собой один из основных видов загрязнения атмосферы. Вред, причиняемый пылью и золой, является глобальным. Запыленная атмосфера плохо пропускает ультрафиолетовую радиацию, обладающую бактерицидными свойствами, и препятствующую самоочищению атмосферы. Пыль засоряет слизистые оболочки дыхательных органов и глаз, раздражает кожные покровы человека, является переносчиком бактерий и вирусов, снижает освещенность улиц, заводских зданий, жилищ, вызывая перерасход электроэнергии. Сажа, являющаяся компонентом пыли и представляющая собой практически чистый атмосферный углерод, увеличивает заболеваемость раком легких.

Важную роль во всех природных процессах играет атмосфера. Она служит надежной защитой от вредных космических излучений. Воздух атмосферы является одним из основных жизненно важных элементов окружающей среды, её животворным источником. Беречь его, сохранять в чистоте - значит сохранять жизнь на Земле.

Атмосфера - уникальное и удивительное явление. Она состоит из азота, кислорода, аргона, углекислого газа и других элементов. К бесценным богатствам нашей планеты следует отнести в первую очередь богатую кислородом и сбалансированную по газовому составу атмосферу.

Когда мы появляемся на свет, первое, что мы делаем, - это вдох. Жизнь человека полностью зависит от дыхания, от воздуха. Дыхание - такая же функция нашего организма, как кровообращение или пищеварение.

Человек может дышать и не очень чистым и свежим воздухом - такого воздуха достаточно, чтобы жить и не умереть. Но вот чтобы быть здоровым и прожить долгую жизнь, такого воздуха недостаточно. Для этого нужен воздух свежий, насыщенный кислородом.

Но человеку недостаточно кислорода, получаемого при дыхании. Природой же предусмотрено было, чтобы кожа наша была открыта, чтобы она дышала. И именно поэтому так важно детям и взрослым чаще бывать на воздухе. Особенно летом, когда можно наслаждаться теплым, свежим и чистым воздухом, находясь за городом. Человек должен дышать всем телом, всей кожей. Вместо этого современный человек работает в помещениях, где мало свежего воздуха. Человек ест искусственно приготовленную пищу, лишенную природного кислорода. Все это заставляет клетки человеческого организма испытывать кислородное голодание, им не хватает света, воздуха, кислорода.

Недостаток кислорода очень часто бывает вызван и плохой циркуляцией крови и организм начинает отравляться ядами и углекислотой. Это может стать причиной многих заболеваний.

Кислород играет важную роль в обмене веществ, улучшает кровообращение, помогает лучше усваиваться питательным веществам. Он помогает очищать кровь. Свыше 90% энергии организма вырабатывается благодаря поступлению в организм кислорода. Нехваткой кислорода в организме чаще всего объясняется наша усталость. Когда кислорода мало, организм принимает свои меры: сохраняет энергию, снижая ее использование. В результате организм просто не дает вам воспользоваться всеми своими энергетическими ресурсами, и вы не в состоянии дать себе ни физическую нагрузку, ни заняться в полную силу работой. При малейшем напряжении вы чувствуете утомление.

Кислород избавляет наше тело от ядов. Только глубокое дыхание насыщенным кислородом воздухом помогает усилить кровообращение, чтобы яды не оседали в организме, а выводились оттуда.

Чтобы организм получал достаточное количество кислорода необходимо соблюдать личную гигиену, носить одежду из натуральных тканей, проветривать помещения, делать зарядку, чаще бывать на свежем воздухе.

Хозяйственная деятельность человека оказывает большое влияние на окружающую среду, особенно на атмосферу. К основным средствам борьбы с загрязнением воздуха можно отнести:

более широкое применение экологически чистого топлива, например:

    замена угля и мазута для теплоэлектростанций газом;

    замена вредного этилового бензина, загрязняющего воздух свинцом, на экологически менее опасный;

    внедрение ветровых электростанций;

    установка очистных сооружений;

    озеленение городов и поселков, особенно промышленных зон.

Основные последствия загрязнения атмосферы это:

    Парниковый эффект

    Кислотные дожди

    Озоновая дыра в атмосфере

    Смог

Чистый воздух - это одно из богатств родного края, поскольку мы им дышим, и от того, что мы вдыхаем, зависит наше здоровье и здоровье окружающих.

«Сколько можно дома сидеть (читать, смотреть телевизор, сидеть в интернете)? Пошел бы лучше, погулял на свежем воздухе». Вероятно тех, кто не слышал от родителей эту фразу еще в детстве или не говорил эти слова своим детям, можно по пальцам пересчитать (речь, разумеется, идет о горожанах). Увы, тех, кто сумеет выполнить благое пожелание, примерно столько же. Ибо назвать свежим тот воздух, которым мы дышим, можно лишь с большой натяжкой.

Что же это такое – настоящий свежий воздух?

Условие первое и необходимое- чистота . В воздухе не должно быть пыли, копоти, бензиновой гари. Избытка оксидов серы, азота, углерода (SO 2 , NO 2 , NO , CO 2 , CO ….) Всякого рода промышленных загрязнений. Разумеется, свежего воздуха не найти под чадящей фабричной трубой, на поле с распыленными ядохимикатами, около угольной шахты или асбестоцементного завода.

Впрочем, не подумайте, что портят воздух лишь зловредные детища человеческих рук. Отнюдь! Многие неприятные запахи (навоза например) имеют вполне естественное происхождение. И – повышают кровяное давление, нарушают газообмен и терморегуляцию, влияют на работоспособность. Цветочная пыльца у некоторых людей вызывает аллергию.

Но удалить из воздуха все перечисленное – только полдела. Как сказал кто-то из великих - «красота – это не просто отсутствие безобразия». Поэтому - условие второе : насыщенность воздуха легкими отрицательными ионами, озоном и радионуклидами в надлежащих концентрациях.

Легкие (или молекулярные) отрицательные ионы образуются в атмосфере под воздействием естественной радиации. Часть их может затем оседать на микроскопических пылинках или капельках воды, плавающих в воздухе. Такие массивные заряженные частицы называют тяжелыми ионами. Обычно в одном кубическом сантиметре воздуха несколько сотен легких и несколько тысяч тяжелых ионов. Легкие, участвуя в химических реакциях, протекающих в человеческом организме, отдают партнерам по реакции дополнительную энергию. От этого усиливаются обменные процессы в организме, и к нам приходит ощущение бодрости, свежести.

Дополнительную энергию выделяют и радиоактивные частицы. Если количество их в пределах нормы, они действуют на организм благотворно. В рассказе И.А. Ефремова «Обсерватория Нур-и-Дешт» герой и героиня, работая в экспедиции, постоянно испытывали душевный подъем. Как потом выяснилось, происходило это не только из-за тех чувств, которые они друг к другу питали, но и от увеличенного радиоактивного фона. А врачи прописывают пациентам радоновые ванны и ингаляции.

И, наконец, мы ощущаем воздух, как свежий, если он усиливает окислительные процессы в организме. А это бывает, когда в воздухе повышено содержание озона (но тоже в пределах гигиенических норм; если озона слишком много, он становится вредным, особенно для людей с сердечно - сосудистыми заболеваниями).

Надо упомянуть и растения. Некоторые из них концентрируют вокруг себя тяжелые ионы. Вспомните сладкий, несколько приторный запах магнолии, табака, гвоздики, черемухи. К этой же группе относятся мимоза, азалия, багульник, эвкалипт. Вокруг других растений, наоборот, больше легких ионов. Астра, сирень, белая акация, ромашка, сосна… Запах их очень полезен для человека.

Где же и когда мы можем насладиться этим редким гостем – свежим воздухом? На природе, естественно. В лесу, на лугу, в горах. Но, прежде всего - у воды. Особенно у воды летящей, будь то дождь, водопад или брызги морского прибоя. Потому что капли, во-первых, собирают пыль, а во-вторых, разбиваясь, образуют легкие ионы. Особенно ионизирован (и озонирован) воздух после грозы. Вспомните, как легко и радостно дышится, когда отгремят последние раскаты грома! Так что при первой возможности выбирайтесь на природу. И цените те редкие, счастливые мгновения, о которых можно сказать словами Лермонтова:

«Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо синё – чего бы, кажется, больше?»

Мазурова В.И учитель биологии высшей категории ГБОУ школа 589

Воздух - это смесь газов, состоящая на 78 % из азота, 21 % кислорода, сравнительно немного углекислого газа, входят в его состав и пары воды.

Воздух необходим для дыхания всем живым организмам: человеку, животным, растениям.

Воздушный океан окружает нашу планету, заполняет все пустоты на земле, находится я воде в растворённом виде.

Неравномерное нагревание воздуха над поверхностью Земли приводит в движение воздушные массы и вызывает ветер. Тёплый, более лёгкий, воздух поднимается вверх над сушей или морем, холодный, более тяжёлый, с верхних слоёв опускается вниз. Это влияет на климат многих районов.

  1. значение воздуха на земле
  2. свойства воздуха
  3. состав воздуха
  4. охрана воздуха
  5. удивительные ветры

Значение воздуха на земле

  • Воздух необходим для дыхания всем живым организмам
  • Движение воздушных масс, связанное с неравномерным нагреванием у поверхности Земли определяет климатические особенности в разных регионах. Именно ветры приносят с океанов все те массы воды, которые питают реки и дают жизнь живой природе.
  • Многие свойства воздуха используются в повседневной жизни людей и животных.
  • Передача звука на расстояние происходит через воздух. Звук - это колебания воздуха, которые улавливает ухо. Самые грандиозные космические катастрофы, например, взрыв звезды, проходят совершенно бесшумно, в идеальной тишине. Удовольствие слышать звук мы может испытывать только на Земле, где есть атмосферный воздух.

Свойства воздуха

Полет самолетов, воздушных шаров, движение парусника и ветряной электростанции, парение птиц, работа пылесоса - все это происходит благодаря свойствам воздуха.

Упругость воздуха , то есть способность воздуха восстанавливать прежний объем после прекращения давления на него - автомобильные шины, мяч, пневматический пистолет. Сжимаемость характеризует свойство воздуха изменять свой объем и плотность при изменении давления и температуры.

Низкая теплопроводность воздуха и спользуется, например, в двойных оконных рамах. Стекла сами по себе не защищают от холода, они лишь удерживают воздух, который плохо проводит тепло. И в квартире сохраняется нужная температура.

Воздух прозрачный и невидимый, без запаха, не имеет определенного объема, имеет массу легче воды, теплый легче чем холодный и поднимается вверх. Многие свойства человек научился использовать в науке, технике.

Состав воздуха

Воздух состоит на 1/5 из кислорода, на 4/5 из азота, и не более 1 % приходится на остальные газы, в том числе и углекислый газ. Входят в состав воздуха и водяные пары.

Именно кислород нужен животным и человеку. Углекислый газ СО 2 потребляют растения и вырабатывают кислород. Поэтому состав воздуха отличается в лесу или в городе. В городе кислорода меньше, углекислого газа - больше, в лесу - наоборот. Именно леса называют "легкими " нашей планеты.

Охрана воздуха

Промышленная деятельность человека приводит к загрязнению окружающей среды. Человечество сжигает нефть, газ, бензин, уголь и другие виды топлива в топках электростанций, различных заводов, в двигателях автомобилей. При неполном сгорании топлива в воздух попадают частицы вредных веществ. Они с воздушными массами переносятся ветрами по всему миру и вместе с осадками возвращаются на землю, загрязняя воду, почву и всю окружающую нас природу.

Загрязнение воздуха ведет к парниковому эффекту. Поверхность земного шара постепенно нагревается. Таят ледники на полюсах, растет уровень мирового океана. Все больше катаклизмов обрушивается на человечество. Человек, чтобы жить комфортно в будущем, обязан заботиться о защите чистоты воздуха, уменьшая выбросы от промышленных предприятий и автомобилей. Это вопрос существования светлого будущего.

Удивительные ветры

Ветер - обычное из обычных явлений приро­ды. Знакомое и понятное каждому. Порой приятное, иногда неприятное.

Что же такое ветер? Там, где воздух нагрелся сильнее, он поднимается вверх, более холодный и тяжёлый воздух опускается вниз. Мы говорим: дует ветер.

Бывает и так: песчаные барханы запевают загадочные песни. Ядовитое дыхание песчаной бури отравляет всё живое.

Дует ветер, и над землёй несётся огромный вихрь - торнадо. Тяжёлую картину разрушений оставляет после себя тропическая буря.

Торнадо - так называют в Северной Америке смерч гигантской разрушительной силы. Эти вихри крушат на своём пути всё.

«Во время урока,- рассказывает учительниц»! одной из американских школ,- я услышала оглушительный грохот. Ветер подул внезапно с чудовищной силой. Не успела я увести детей в безопасное место, как все стёкла в школе вылетели. Дети бросились ко мне. Но тут словно невидимые крылья подхватили их и разные предметы, бывшие в классе. Мы все поднялись на воздух. Вокруг меня кружились дети и обломки школы».

Когда торнадо идёт по земле, он напоминает огромный пылесос - в воронку затягивается всё, что встречается на пути. Когда ветер проходит через водоёмы, нередко обнажается дно.

Бывают такие смерчи и в нашей стране, правда, но такие свирепые, но тоже сильные. Несколько лет тому назад на переезде подмосковной железной дороги ветер поднял высоко в воздух железнодорожную будку. Её бросило на землю в сорока метрах от старого места. Находившийся в ней обходчик остался жив. И всё это произошло за считанные минуты. Сорванные с домов крыши летали в воздухе, словно они внезапно чудесным образом оказались невесомыми. Там, где смерч пересёк Москву-реку, обнажилось её дно. Около сорока километров прошёл грозный вихрь, уничтожив по пути несколько подмосковных посёлков.

Отчего же образуются смерчи?

Тут ещё много засекреченного природой. Известно, что образуются они в грозовом облаке, там, где сталкиваются и перемещаются мощные потоки влажного тёплого и холодного воздуха. Из облака выпадает сильный ливень, и вихрь захватывает и закручивает всё новые и новые потоки, образуя огромную воронку.

Очень опасен ураган на море. Несколько лет назад американские учёные на крейсере попробовали пробиться в центр урагана, чтобы самим увидеть, что там происходит. Эта попытка окончилась трагиче­ски. Последнее сообщение исследователей было, что волны в центре тайфуна достигают высоты 40 метров, бурлят с чудовищной силой. В настоящее время много полезных открытий сделали лётчики-охотники за тайфунами. Главная их задача - оповестить об опасности, где тайфун, какова его сила, куда он движется.

Скачать доклад на тему воздух для 2 - 3 класса по предмету окружающий мир