13.01.2024

Все святые татьяны. Святая мученица татиана римская


Святая мученица Татиана родилась в знатной римской семье - ее отец трижды избирался консулом. Он был тайным христианином и воспитал дочь преданной Богу и Церкви. Достигнув совершеннолетия, Татиана не стала выходить замуж и все свои силы отдала Церкви. Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов и служила Богу, в посте и молитве ухаживая за больными и помогая нуждающимся. Праведность свою Татиане предстояло увенчать венцом мученичества.

Когда Римом начал править шестнадцатилетний Александр Север (222 - 235), вся власть сосредоточилась в руках злейшего врага и гонителя христиан Ульпиана. Кровь христианская полилась рекой. Схвачена была и диакониса Татиана. Когда ее привели в храм Аполлона, чтобы заставить принести жертву идолу, святая помолилась - и внезапно произошло землетрясение, идола разнесло на куски, а часть храма обрушилась и придавила жрецов и многих язычников. Бес, обитавший в идоле, с воплем бежал от того места, при этом все видели пронесшуюся по воздуху тень. Тогда стали бить святую деву, выкололи ей глаза, но она терпела всё мужественно, молясь за своих мучителей, чтобы Господь открыл им духовные очи. И Господь внял молитве Своей рабы. Палачам открылось, что четыре Ангела окружили святую и отводили от нее удары, и им слышан был Глас с небес, обращенный к святой мученице. Все они, восемь человек, уверовали во Христа и пали к ногам святой Татианы, прося отпустить им их грех против нее. За исповедание себя христианами они были подвергнуты пыткам и казнены, приняв Крещение кровью. На другой день святую Татиану вновь предали мучениям: ее обнажили, били, стали резать бритвами ее тело, и тогда из ран вместо крови истекло молоко и в воздухе разлилось благоухание. Мучители изнемогли и заявили, что кто-то невидимый бьет их самих железными палками, девять из них тут же умерли. Святую бросили в темницу, где она молилась всю ночь и с Ангелами воспевала хвалы Господу. Настало новое утро, и святую Татиану вновь привели на суд. Пораженные мучители увидели, что после стольких страшных мучений она явилась совершенно здоровой и еще более сияющей и прекрасной, чем прежде. Ее стали уговаривать принести жертву богине Диане. Святая сделала вид, что согласна, и ее привели к капищу. Святая Татиана перекрестилась и стала молиться. - и вдруг раздался оглушительный удар грома, и молния испепелила идола, жертвы и жрецов. Мученицу снова жестоко истязали, а на ночь опять бросили в темницу, и снова к ней явились Ангелы Божии и исцелили ее раны. На следующий день святую Татиану привели в цирк и выпустили на нее голодного льва; зверь не коснулся святой и стал кротко лизать ее ноги. Льва хотели загнать обратно в клетку, и тут он растерзал одного из мучителей. Татиану бросили в огонь, но и огонь не повредил мученице. Язычники, думая, что она чародейка, остригли ей волосы, чтобы лишить ее волшебной силы, и заперли в храме Зевса. Но силы Божией нельзя отнять. На третий день пришли жрецы в окружении толпы, готовясь принести жертвы. Отворив храм, они увидели поверженного в прах идола и святую мученицу Татиану, радостно призывающую Имя Господа Иисуса Христа. Все пытки были истощены, ей вынесли смертный приговор, и мужественная страдалица была усечена мечом. Вместе с ней, как христианин, был казнен и отец святой Татианы, открывший ей истины веры Христовой.

Святая Татьяна почитается всеми ветвями христианской церкви. В Католической Церкви она считается малоизвестной святой и ее почитание не распространено.

В России иная ситуация. С легкой руки императрицы Елизаветы Петровны святая Татьяна стала не только хорошо известной в нашей стране святой, но и покровительницей Московского Университета, а день памяти мученицы Татьяны - 25 января - стал считаться днем студентов. Татьянин день в 2005 году был официально объявлен Днем Российского студенчества. Он широко отмечается студентами не только в России, но почти по всему бывшему СССР: в Белоруссии, в Молдавии, на Украине.

Татиана мученица. Галерея икон Щигры .

Святая мученица Татиана родилась в знатной римской семье - ее отец трижды избирался консулом. Он был тайным христианином и воспитал дочь преданной Богу и Церкви. Достигнув совершеннолетия, Татиана не стала выходить замуж и все свои силы отдала Церкви. Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов и служила Богу, в посте и молитве ухаживая за больными и помогая нуждающимся. Праведность свою Татиане предстояло увенчать венцом мученичества.

Когда Римом начал править шестнадцатилетний Александр Север (222 - 235 гг.), вся власть сосредоточилась в руках злейшего врага и гонителя христиан Ульпиана. Кровь христианская полилась рекой. Схвачена была и диакониса Татиана. Когда ее привели в храм Аполлона, чтобы заставить принести жертву идолу, святая помолилась - и внезапно произошло землетрясение, идола разнесло на куски, а часть храма обрушилась и придавила жрецов и многих язычников. Бес, обитавший в идоле, с воплем бежал от того места, при этом все видели пронесшуюся по воздуху тень.

Тогда стали бить святую деву, выкололи ей глаза, но она терпела всё мужественно, молясь за своих мучителей, чтобы Господь открыл им духовные очи. И Господь внял молитве Своей рабы. Палачам открылось, что четыре Ангела окружили святую и отводили от нее удары, и им слышан был Глас с небес, обращенный к святой мученице. Все они, восемь человек, уверовали во Христа и пали к ногам святой Татианы, прося отпустить им их грех против нее.

За исповедание себя христианами они были подвергнуты пыткам и казнены, приняв Крещение кровью. На другой день святую Татиану вновь предали мучениям: ее обнажили, били, стали резать бритвами ее тело, и тогда из ран вместо крови истекло молоко и в воздухе разлилось благоухание.

Мучители изнемогли и заявили, что кто-то невидимый бьет их самих железными палками, девять из них тут же умерли. Святую бросили в темницу, где она молилась всю ночь и с Ангелами воспевала хвалы Господу. Настало новое утро, и святую Татиану вновь привели на суд. Пораженные мучители увидели, что после стольких страшных мучений она явилась совершенно здоровой и еще более сияющей и прекрасной, чем прежде. Ее стали уговаривать принести жертву богине Диане.

Святая сделала вид, что согласна, и ее привели к капищу. Святая Татиана перекрестилась и стала молиться. - и вдруг раздался оглушительный удар грома, и молния испепелила идола, жертвы и жрецов. Мученицу снова жестоко истязали, а на ночь опять бросили в темницу, и снова к ней явились Ангелы Божии и исцелили ее раны.

На следующий день святую Татиану привели в цирк и выпустили на нее голодного льва; зверь не коснулся святой и стал кротко лизать ее ноги. Льва хотели загнать обратно в клетку, и тут он растерзал одного из мучителей. Татиану бросили в огонь, но и огонь не повредил мученице. Язычники, думая, что она чародейка, остригли ей волосы, чтобы лишить ее волшебной силы, и заперли в храме Зевса. Но силы Божией нельзя отнять.

На третий день пришли жрецы в окружении толпы, готовясь принести жертвы. Отворив храм, они увидели поверженного в прах идола и святую мученицу Татиану, радостно призывающую Имя Господа Иисуса Христа. Все пытки были истощены, ей вынесли смертный приговор, и мужественная страдалица была усечена мечом. Вместе с ней, как христианин, был казнен и отец святой Татианы, открывший ей истины веры Христовой.

Святая мученица Татиана

В конце II – начале Ш века Рим был полон величественных храмов, где поклонялись языческим богам. Жители Рима верили, что от них зависит судьба и благополучие, здоровье и богатый урожай. Поэтому молились Юпитеру, Аполлону, Геркулесу, Марсу, Орфею, охотнице Диане и другим и приносили им жертвы. Христиане, которые появились в это время в Риме, собирались тайно, потому что подвергались гонениям. Будущая святая мученица Татиана родилась в знатной семье римского консула, который исповедовал христианство. Когда у него родилась дочь, он принял решение назвать ее Татианой – «устроительницей». «Пусть устроит свою жизнь по-новому, с Христом», – подумал он и воспитал дочь в христианских традициях.

Часто, ещё будучи маленькой девочкой, св. Татьяна, проснувшись среди ночи, поднимала руки и приносила Богу свои детские молитвы:

– Я хочу быть святой, – шептала она. – Научи меня, Господи, не любить ничего и никого так крепко, как Тебя! Научи меня, Господи, делать только то, что Тебе угодно; сделай меня Твоей служительницей!
Татиана была очень хороша собой. У нее было нежное белое лицо, которое обрамляли густые каштановые волосы, стройная фигура, добрый нрав и редкая для ее возраста рассудительность. Она совсем не походила на избалованных римлянок своего круга. Напротив, была нетребовательной и очень послушной девушкой, почитающей старших.

К Татиане сватались многие молодые люди из знатных и состоятельных семей. И несмотря на то, что даже отец уговаривал ее выйти замуж, она ему отвечала: «Отец, мое сердце давно отдано Господу, и никакие силы не заставят меня отречься от этой любви!» После чего отец решительно отказал всем женихам и оставил девушку в покое. Татиана вела уединенный и тихий образ жизни. Ее не интересовала богемная мирская суета и интриги. Всему этому она предпочитала молитву.

В это время Римом правил император Гелиогабал, который поклонялся солнечному богу Эмезу. Культ Эмеза, символ которого - привезенный из Сирии черный камень аэролит - красовался посредине дворца, превратился в пьяные оргии, которые устраивал император, что вызывало недовольство народа и особенно солдат. А когда император, которого и так считали кровавым тираном, задумал лишить жизни своего двоюродного брата Александра Севера, это переполнило чашу народного терпения.

Нечестивый царь Антонин Гелиогабал был убит своими же поддаными, и тело его, влекомое по граду с поруганием, было брошено в реку Тибр. На царский престол был возведен Александр, шестнадцатилетний отрок. Матерью его была христианка по имени Маммея. От нее он научился почитать Христа, но в то же время он продолжал служить идолам и поклоняться им как древним богам римским. В его дворце были изображения Христа и почитаемого язычниками Аполлона, ветхозаветного Авраама и языческого Орфея… После того, как к власти пришел Александр Север, жизнь в городе сильно изменилась. Теперь христианам разрешили владеть недвижимым имуществом и свободно избирать своих епископов.

Новый император подумывал о том, чтобы построить храм Христу. Но он сам не был христианином, а продолжал верить во многих богов. Иисус Христос был для него одним из них. Однако теперь христиане вышли из подполья, и многие вступили в христианскую общину Рима, в том числе и Татиана.

Она отличалась большим усердием, трудолюбием, добротой и терпением. И вскоре епископ назначил ее диаконисой. Теперь она почти не бывала дома - целыми днями ухаживала за больными и убогими, готовила верующих к обряду крещения и выполняла другие обязанности. Иногда в заботах своих девушка сутками была вынуждена не спать и не есть. Нуждающиеся в помощи шли к ней со всего города толпами.

Молва о ее доброте быстро распространилась по Риму. Не зря отец назвал ее Татианой – «устроительницей». Рядом с ней все действительно волшебным образом устраивалось. Находились необходимые лекарства и врачи для больных, жилища для убогих, одежда и пища для нищих и сирот. Словно кто-то невидимый сверху передавал свои небесные дары через нее людям. Татьяна так и говорила, когда ее пытались благодарить: «Не меня благодарите – Господа! Столь велико Его милосердие, что не оставит Он без ответа самую малую просьбу, самую скромную нужду!». Татиана редко теперь виделась с отцом, но она была по-настоящему счастлива, так как, помогая нуждающимся, служила Господу!

Сам Александр не преследовал христиан, но наместники его, правители областей и консулы, сильно их притесняли. Ввиду молодости Александра управление государством было поручено некоторым из членов государственного совета. Многие приближенные императора фактически управляли государством и продвигали желательные для них решения и законы. Некоторые не одобряли свободу, данную христианам. Главным среди них был городской епарх Ульпиан, жестокий нравом и великий враг христиан. Им был составлен сборник законов, преследующих последователей Христа. Советники разослали повсюду повеление, чтобы галилеян (так они называли христиан) всюду принуждали поклоняться римским богам, угрожая им в случае неповиновения лютыми мучениями и даже смертью. Наблюдать же за тем, исполняется ли это повеление, были избраны следующие лютейшие враги христиан и верные слуги диавола: комит (приближенный императора) Виталий, кувикулярий (царский постельничий) Васе, доместик (охранник) Кай. Тогда и в Риме, и во всех областях римского государства полилась кровь христиан, подобно воде. Их не щадили, подвергая мучениям и предавая смерти.

И опять полилась кровь христианских мучеников, которые не желали поклоняться римским богам. Трудно тогда было быть христианином. Рим был полон языческих храмов, и общественная жизнь была тесно связана с религией. Возвращавшиеся после очередной победы римские легионы должны были приносить жертвы богам, в церемонии должны были участвовать все жители Рима. Во время вступления на престол нового правителя все шли в храмы и воскуряли фимиам перед «гением императора». При наступлении нового года всем следовало умилостивить богов жертвоприношениями. А сколько было других случаев в жизни, когда нужно было на виду у всех показать, что ты не безбожник, что ты чтишь богов и исполняешь все обряды народной религии!

Казалось бы, велика ли важность - бросить щепотку фимиама на жертвенник или поклясться гением императора, но христиане и это считали изменой Христу, актом отречения от Него и потому под разными предлогами старались уклониться от участия в общенародных праздниках, им приходилось таиться и скрывать свою веру в истинного Бога. Когда же вспыхивало очередное гонение на христиан, когда их принуждали при всех похулить Христа и принести жертвы идолам, тогда даже и тайные христиане объявляли о своей вере, терпели страдания и лишались жизни. Через несколько месяцев после начала новых гонений Татиану схватили. От нее потребовали поклониться богу Аполлону. На что Татиана ответила, что для нее существует только один Бог – Иисус Христос, и отказалась. Тогда Ульпиан велел силой привести ее в храм Аполлона и склонить перед идолом. Татиана молила Господа не оставить ее в этот трудный час и дать силы, чтобы выстоять. Еще она просила Господа простить ее мучителей, ибо не ведают они, что творят. В то время, когда Татиану подвели к языческому храму, земля содрогнулась. Идол Аполлона упал и разбился на части, обрушилась также часть храма и придавила многих язычников и жрецов, дьявол, обитавший в статуе с громким криком и рыданием бежал от того места, причем все слышали вопли его и видели тень, пронесшуюся по воздуху.

Тогда нечестивые повлекли святую деву на суд и мучения. Сначала они стали бить ее по лицу и терзать железными крючьями. В результате долгого истязания сами мучители изнемогли, ибо тело Христовой страдалицы для наносивших раны было твердо, как наковальня, и больше приняли муки сами мучители, чем святая мученица. И Ангелы невидимо стояли возле святой и наносили удары тем, кто мучил святую Татиану. Мучители взывали к беззаконному судье и просили его, чтобы он приказал прекратить мучения. Они говорили, что сами больше страдают, чем святая невинная дева. Татиана же, мужественно претерпевая страдания, молилась за мучителей и просила Господа, чтобы Он открыл им свет истины. И молитва ее была услышана. Небесный свет озарил мучителей, и духовные очи их отверзлись. Они увидели четырех Ангелов, окружающих святую, услышали глас с Небес, обращенный к святой деве, пали перед нею на колени и стали молить: «Прости нас, служительница Истинного Бога, прости! Ибо не по нашей воле мы причиняли тебе мучения».

Все они, а их было восемь человек, уверовали во Христа и приняли крещение в своей собственной крови, ибо их за исповедание Христа жестоко мучили и в конце концов обезглавили.

На другой день неправедный судья опять приказал привести на мучение святую Татиану. Она же предстала пред своим мучителем совершенно здоровой. Лицо ее было спокойно и радостно. Судья стал убеждать святую деву, чтобы она принесла жертву идолам, но старания его оставались тщетными. Тогда он приказал обнажить святую и бритвами резать ее. Девственное тело ее было бело, как снег, и когда стали резать его, то из ран вместо крови истекало молоко, причем распространилось великое благоухание, как бы от сосуда с ароматами. Святая же, воззрев на небо, молилась среди этих мучений. Затем ее крестообразно распростерли на земле и долгое время били жезлами, так что мучители изнемогали и часто сменялись. Ибо, как и прежде, Ангелы Божии невидимо стояли около святой и наносили раны тем, кто причинял удары святой мученице. Слуги мучителя изнемогали, заявляя, что им кто-то наносит удары железными палками. Наконец девять из них умерло, пораженные десницей ангельской, а остальные упали на землю еле живыми. Святая же обличала судью и его служителей и говорила, что боги их – бездушные идолы.

Так как уже приближался вечер, то святую отвели в темницу. Здесь она провела всю ночь, молясь Господу и воспевая Ему хвалы. Небесный свет озарил ее, и Ангелы Божии славословили вместе с нею. Утром ее снова привели на суд. Увидев святую мученицу вполне здоровой, с лицом еще более прекрасным, чем прежде, все были изумлены. Сначала ее стали ласково и льстиво уговаривать, чтобы она принесла жертву их великой богине Диане. Святая дева сделала вид, что согласна последовать их совету. Ее повели в храм Дианы. Бес, обитавший в идоле Дианы, почувствовал приближение святой девы и стал громогласно взывать: «Горе мне, горе мне! Куда бежать мне от Твоего Духа, Боже Небесный, ибо огонь, возгорающийся со всех углов сего храма, гонит меня?».

Святая, приблизившись к храму, ознаменовала себя крестным знамением и, возведя очи к небу, стала молиться. Вдруг раздался страшный удар грома и заблистала молния: огонь, упавший с неба, попалил храм с идолом, жертвы, жрецов; множество из неверующих, опаленные молнией, замертво упали на землю. Тогда повели святую Татиану в претор, подвесили ее там и терзали железными крючьями и даже вырвали ей сосцы. После этого святую заключили в темницу, и снова светозарные Ангелы небесные явились к святой страстотерпице, совершенно исцелили ее от ран и восхваляли ее мужественное страдание. На утро святую Татиану привели в цирк и выпустили на нее страшного льва, чтобы он растерзал ее. Но свирепое животное не коснулось святой. Лев ласкался к ней и покорно лизал ноги. Когда же льва хотели было увести обратно в клетку, он внезапно устремился на одного знатного сановника по имени Евмений и растерзал его.

Святую Татиану снова повесили и снова начали строгать ее тело, но снова Ангелы невидимо наносили удары ее мучителям и те падали мертвыми. Тогда святую ввергли в огонь, но и огонь не вредил ей: сила огненного пламени стихала, как бы почитая рабу Христову. Нечестивцы же все эти дивные знамения приписывали не силе Христовой, а волхвованию. Они остригли святой волосы, надеясь, что ее чары будут теперь недействительны. Они думали, что в волосах святая имеет некоторую волшебную силу, так что ничем нельзя повредить ей. Поэтому они остригли ей волосы и заключили ее в храм Зевса. Безбожные думали, что святая никак не может более повредить их божеству, потому что с потерей волос она лишилась и силы волхвования. Два дня провела святая заключенной в том храме. Небесный свет, который всегда ее осиявал, разливался и в храме, и Ангелы ободряли и утешали ее. На третий день пришли жрецы с народом, чтобы принести жертву Зевсу. Отворив храм, они увидели, что идол их упал и разбился, а святая Татиана пребывала в радости о имени Господа Бога.

Тогда ее привели в судилище. Судья, не зная, что еще сделать с ней, изрек ей смертный приговор, и святая Татиана была усечена мечом. Вместе с ней казнили и отца ее, ибо узнали, что и он христианин. Сначала мучители лишили его почетного звания, отняли у него все его имение. Осужденный на смерть, он умер от меча вместе со своей дочерью за имя Христово. Оба они сподобились получить венцы мученические от Христа Бога, Ему же слава во веки. Аминь. Произошло все это в 225 году.

Молитва Св. мученице Татиане

О, святая мученице Татиано, невесто Сладчайшего Жениха Твоего Христа! Агнице Агнца Божественнаго! Голубице целомудрия, благоуханное тело страданьми яко одеждами царскими одеявшая, к ликом небесным сопричтенная, ликующая ныне во славе вечной, от дней юности служительнице Церкви Божия, целомудрие соблюдшая и паче всех благ Господа возлюбившая! Тебе мы молимся и тебе мы просим: внемли прошениям нашим сердечным и не отвергай молений наших, даруй чистоту тела и души, вдохни любовь к Божественным истинам, на путь добродетельный введи нас, ангельское охранение испроси у Бога нам, наши раны и язвы уврачуй, юность огради, старость безболезненну и безбедну даруй, в смертнем часе помози, поминай наши скорби и отраду даруй, посети нас сущих в темнице греха, на покаяние настави скоро, возжи пламень молитвы, не остави нас сирых, да славяще страдания твоя, возсылаем хвалу Господу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 8 (перенесение мощей):

Всечестная благочестия учредительнице, прехвальная и всеблаженная мученице Татиано, сосудом девства и чистоты явившаяся и невестой Христовой нарекшаяся, страданий кровьми украсившеся, возлетела еси в небе в небесный чертог. Темже чтущия тя поминай.

Кондак, глас 4:

Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубица к небеси возлетела еси, Татиано: темже моли присно за чтущия тя.

12 января (25 января по новому стилю) 1724 года Петром Великим была основана Российская Академия Наук в Санкт-Петербурге. А через год при Академии открылся Санкт-Петербургский Академический Университет. Деятельность этих первых российских "кузниц" научных кадров протекала при активном участии Л.В.Ломоносова и графа И.И.Шувалова, известного мецената, покровителя наук и искусств. Отношения этих двух разных людей знали разные периоды, но в одном великий ученый и умелый царедворец были едины: оба считали необходимым открытие в России второго Университета – Московского.

12 января (25 по новому стилю) 1755 года граф И.И. Шувалов подал прошение об учреждении нового учебного заведения именно в Москве. Иван Иванович помнил и то, что в этот день было совершено Петром Великим (а Императрица Елизавета Петровна всячески подчеркивала свое желание следовать путем отца), и то, что этот день является именинами его матери, Татианы Шуваловой.

Императрица Елизавета Петровна подписала Указ об основании Московского Университета "для общей Отечеству славы", дабы "возрастала в нашей пространной Империи всякое полезное знание". Так дважды в российской истории была закреплена связь нашей отечественной науки с днем памяти святой мученицы Татианы. И неудивительно, что когда встал вопрос о устроении в Московском Университет своей домовой церкви, этот храм был освящен во имя этой святой мученицы.

Отдельное здание храма во имя святой мученицы Татианы при Московском Университете было выстроено известнейшим архитектором Матвеем Казаковым и входило в общий комплекс зданий главного университетского корпуса на Маховой улице, что идет от Тверской мимо Манежной площади. 5 апреля 1791 года митрополит Платон (Левшин) освятил церковь. В своей проповеди по поводу этого знаменательного события святитель сказал слова, которые прекрасно выражают истинное взаимоотношения Святого Православия и светской науки: «Училище наук и училище Христово стали быть соединены: мудрость мирская, внесенная во святилище Господне, становится освященною: одно другому спомоществует, но при том одно другому утверждается».

Только трагическое незнание собственной истории заставило многих из нас поверить, что наука противостоит Вере. Наши самые образованные предки отлично сочетали одно и другое, и в молитве, в Вере, в Таинствах черпали силы для своих научных дерзаний. Без домового храма не обходилось ни одно университетское торжество, ни одно событие в университетской жизни, будь то открытие лаборатории или новой учебной аудитории, научные чтения или посещения почетных гостей.

Здесь с разрешения университетского начальства венчали студентов и по желанию преподавателей и служителей Университета крестили их детей. В частности, здесь крестили старшую дочь профессора Московского Университета И.В. Цветаева, основателя музея изящных искусств, – Марину Цветаеву, будущую известную поэтессу.

Достаточно часто именно университетский храм во имя святой мученицы Татианы был местом прощания с выдающимися деятелями российской культуры. Именно здесь отпевали Николая Васильевича Гоголя. Гроб с телом великого писателя несли на руках его друзья и университетские профессора. Отсюда хоронили известнейших историков Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, О.В. Ключевского. Здесь проходило отпевание А.А. Фета.

Но особенно был торжественным день престольного праздника университетского храма. Каждый год 12 (25) января в церкви торжественно служили молебен с акафистом святой мученице Татиане – небесной покровительнице Московского Университета. После обедни все шли в актовый зал, где проходила официальная церемония. Только потом уже начиналась студенческая вольница, шутки, банкеты и все прочее, о чем так подробно рассказывают ныне средства массовой информации в канун Татьянина дня. А вот о духовной стороне праздника – тоже, кстати, традиций не одного века! – почему-то забывают.

Уже в 1918 году университетская церковь была закрыта, а осенью 1919 года она была практически разграблена. Татьянин день праздновали тайком в близлежащей Георгиевской церкви в 1920 году, во время 165-летнего юбилея Московского Университета.

Только в конце 1993 года домовая церковь Московского Университета была восстановлена. Однако, Богослужения удалось начать только 22 января 1995 года. Теперь студенты Университета и гости Москвы могут побывать в этом храме на Манежной площади, в самом центре столицы.

Мощи Мученицы Татианы

У правого и левого клиросов университетской домовой церкви установлены благоукрашенные ковчежцы с частицами мощей святой мученицы Татианы и святителя Филарета Московского, которые в разное время были переданы храму.

Частицы мощей св. мц. Татианы

29 декабря 1995 года две частицы мощей от десницы св. Татианы, почивающей в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, были привезены в Университетскую домовую церковь: одна частица была вставлена в икону святой мученицы, а другая – положена в ковчежец.

В самом ковчежце по сказанному выше хранятся святые мощи мученицы Татианы, правая часть руки без указательного перста, в ладони же святых мощей довольно отнято. Оные мощи сверху в кисти и между пальцев украшены разным жемчугом, двумя изумрудами и двумя лаликами. Около раки в клеймах изображено живописью страдание мученицы Татианы от царя Тертуллиана.

По свидетельству архимандрита Тихона, наместника Псково-Печерского монастыря, до революции десница св. мц. Татианы пребывала в домовой церкви Зимнего дворца. Потом была перевезена в Крым и сохранялась монахинями. 30 января 1977 года нетленная десница св. мц. Татианы прибыла в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, где находится и поныне в Михайловском соборе.

Святая мученица охраняет правою рукою своею нашу правую веру. Утверждает Православие и ограждает нас от ересей и расколов, испрашивая нам у Праведного Судии твердого стояния в правде Божией и сил для исповедания Христа.

25 января память святой мученицы Татьяны

Татьяна: день ангела, именины

Значение имени Татьяна

Большинство распространенных в России имен имеют греческое происхождение. Поэтому имя Татьяна часто толкуют как греческое, производное от глагола «τάττω», что значит «ставить в порядке», «выстраивать», «назначать». Отсюда и толкование имени Татьяна как «учредительница» и «устроительница». Однако лингвистам эта версия кажется сомнительной. Ведь имя Татьяна в Греции не просто непопулярно, а и вовсе малоизвестно.

Другое дело Италия, где имя Татьяна куда более знакомо. Этимологически имя Татьяна восходит к имени легендарного сабинского царя Тита Татия (Titus Tatius). Того самого Татия, который вызволяя из плена женщин, коварно похищенных Ромулом, захватил Капитолийский холм.

По одной из легенд Татий даже правил Римом совместно с Ромулом, что привело к объединению римлян с сабинянами в единый народ квиритов, но это уже другая история.

Одним словом, имя Татьяна происходит от латинского Tatius. Это имя носила мученица Татьяна Римская, память которой совершается 25 января.

С легкой руки императрицы Елизаветы Петровны святая Татьяна стала не только хорошо известной в России святой, но и покровительницей Московского Университета, а день памяти мученицы Татьяны – 25 января – стал считаться днем студентов. Что касается имени, то в Европе Татьяну считают сугубо русским именем. А вот знакомую нам уменьшительную форму Таня, как самостоятельное имя можно встретить в скандинавских странах, Германии и США.

Житие святой Татьяны

Святая Татьяна родилась в Риме в конце второго века в семье знатного вельможи, трижды бывшего консулом Рима. Он тайно исповедовал Христа, поэтому воспитал дочь в богобоязненности и преданности Богу. Татьяна хорошо знала Священное Писание и, повзрослев, решила посвятить себя Христу. Она стала диаконисой, то есть женщиной, которая несла в церкви социальное служение. В ее обязанности входила как забота и уход за больными женщинами и беременными, так и подготовка их к крещению и совершению самого крещения.

В 222 году власть в Риме перешла шестнадцатилетнему Александру Севиру. И хотя его мать была христианкой, и сам Александр ничего против христиан не имел, реально власть сосредоточилась в руках наместников и правителей областей. Управлять страной стал епарх Ульпиан. Ульпиан был идолопоклонником, ненавидел христиан и жесточайшим образом расправлялся с ними. Во время гонений была схвачена святая Татьяна.

От святой потребовали поклониться идолам в храме бога Аполлона. Вместо этого святая обратилась ко Христу, и по ее молитвам произошло землетрясение. Разрушились не только идолы, но и сам храм, под обломками которого были погребены жрецы. Святую Татьяну жестоко пытали. Ей выкололи глаза, долго истязали. Святая же громко молилась о мучителях, призывая Бога «открыть им духовные очи». Неожиданно восемь мучителей увидели ангелов, которые отражали удары, наносимые святой деве, и услышали небесный глас. Они не только уверовали, но со слезами просили святую простить их. За исповедание Христа они сами были подвергнуты пыткам и обезглавлены.

Святую Татьяну мучили и в следующий день, требуя отречься от Христа. Здесь произошло чудо, когда из ран вместо крови стало течь молоко и исходить благоуханье. И когда в третий день ее вывели из темницы, то обнаружили, что ее тело как прежде было здорово и не имело никаких следов мучений. От святой Татьяны вновь потребовали поклонения идолам, на этот раз богине Деметре. Придя на капище, святая Татьяна перекрестилась и начала молиться. Тут же у всех на глазах и идол, и капище уничтожила молния. Святую Татьяну вновь истязали и ночью бросили в темницу. В четвертый день ее вывели на арену цирка на съедение льву. Но зверь покорно начал лизать раны святой Татьяны и разорвал одного из ее мучителей. Святую бросили в костер, но она осталась невредима. Объявив ее колдуньей, святой Татьяне обрезали волосы, в которой, как считали, сосредоточена ее магическая сила. Затем ее отвели в храм Зевса и заперли на два дня. Но и здесь по молитве святой Татьяны идолы были повержены. Когда для гонителей стало очевидно, что пытки бессмысленны, а святая Татьяна непреклонна и тверда в своей вере, ее обезглавили вместе с отцом. Это произошло 25 января 226 года.

Иконы святой Татьяны

Святая Татьяна почитается всеми ветвями христианской церкви. В Католической Церкви она считается малоизвестной святой и ее почитание не распространено. На иконах святую Татьяну принято изображать в красном одеянии (ризе), которое символизирует мученическую кончину и кровь, пролитую святой во имя Христа. Ее голова покрыта белым платком, указывающим на ее целомудрие. В руке святая держит крест – символ мученического подвига, иногда свиток, текст которого обращен к верующим. На одном таком свитке находим: «В муках молящеся Богу о мучащих ю да подаст им познание истины».

День святой Татьяны

25 января – Татьянин день в 2005 году был официально объявлен Днем Российского студенчества. Он широко отмечается студентами не только в России, но почти по всему бывшему СССР: в Белоруссии, в Молдавии, на Украине. Связь святой Татьяны и студенчества неожиданна и проста.

12 января 1755 года императрица Елизавета Петровна удовлетворила и подписала прошение графа Ивана Ивановича Шувалова (составленное на основании проекта М.В. Ломоносова) об открытии в Москве нового учебного заведения. 23 апреля 1755 года в Москве был открыт Университет.

В 1786 году на Моховой улице появляется главный корпус Университета. Пятью годами позже левый флигель здания отдан под домовую церковь. Церковь была освящена в 1791 году в честь святой мученицы Татьяны.

Так 25 января (совпадает с окончанием экзаменационной сессии) и 7 мая (проходят Ломоносовские чтения) стали знаковыми днями для Московского Университета, а мученица Татьяна покровительницей студенчества.

Татьянин день в Российской империи и прежде всего в Москве был в шумным праздником, с широкими гуляньями, в которых участвовали на равных как профессура, так и студенты.

На углу Петровского бульвара и Трубной площади находился французский ресторан «Эрмитаж Оливье». Его хозяин, кулинар Люсьен Оливье, отдавал в Татьянин день зал ресторана на откуп студентам, которые приходили сюда «гулять» после официальных церемоний и праздничной литургии. Со столов убирали дорогую посуду, полы застилали соломой, ведь вино лилось рекой. Здесь и там звучали восторженные речи и тосты «во славу науки и за процветание идеалов». «Кто в обычные дни напивается из любви к этому искусству, на Татьяну напивается по чувству долга. Кто в обычные дни не пьёт вовсе, на Татьяну напивается, чтобы доказать свою солидарность с пьющей интеллигенцией: пусть, мол, житейские пути растащили нас далеко друг от друга, раскидали врозь, точно стога в унылых стихах Алексея Толстого, но живы ещё, целы в сердце нити, прикрепляющие нас неразрывною связью к общему корню, объединяющие нас во имя общей нашей кормилицы - alma mater… Да здравствует alma mater, господа! Gaudeamus igitur! vivat academia!»

И даже жандармы в этот день не трогали хмельных студентов, а если необходимость такая все-таки возникала, то задерживали, предварительно поздравив с праздником. Именно таким в своей литературной зарисовке запечатлел Татьянин день Александр Амфитеатров.

После революции Татьянин день стал забываться. Вновь отмечать его начали в связи с передачей в 1995 году Татьянинского храма Русской Православной Церкви.

Татьянинский храм в Москве

Университетская домовая церковь во имя святой мученицы Татьяны была открыта и освящена в 1791 году. Прихожанами Татьянинского храма являлась профессура и многочисленные студенты Университета. Именно здесь, в Татьянинском храме отпевали Николая Васильевича Гоголя, историков Сергея Соловьева и Василия Ключевского, многих других выдающихся людей Российской империи. Татьянинский храм горел во время пожара 1812 года. Был восстановлен и вновь освящен в 1837 году. Тогда же на фасаде храма поместили большой образ святой мученицы Татьяны. После революции, декретом Наркомпроса 1919 года, храм закрыт как многие другие домовые университетские церкви. Храм был разорен, интерьеры уничтожены, а помещение превращено в клуб, позже в театр. В январе 1995 года храм возвращен Русской Православной Церкви.

Храм великомученицы Татьяны, 2016 г. Фото Юлии Маковейчук

Сегодня домовый храм святой мученицы Татьяны является одним из крупнейших московских приходов, который ведет активную миссионерскую деятельность и социальное служение. Храм отреставрирован, в 1998 году по благословению Патриарха церкви передан иконостас храма преподобного Серафима Саровского из Нью-Йорка. Также одной из ценнейших реликвий Татьянинского храма является ковчег с частицами мощей святой мученицы Татьяны и святителя Филарета Московского. Две частицы мощей от десницы святой мученицы Татьяны (хранится сегодня в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря) были переданы университетскому храму в 1995 году. Одна из частиц положена в икону, другая в ковчег, расположенный у одного из клиросов.

Татьяна Ларина

Иллюстрация Лидии Тимошенко (1903–1976)

Большую популярность имени Татьяна в России принесло два события. Первым из них, безусловно, стал роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» , где в качестве главного персонажа написана девушка Татьяна.

…Ее сестра звалась Татьяна…
Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своевольно освятим.
И что ж? оно приятно, звучно;
Но с ним, я знаю, неразлучно
Воспоминанье старины
Иль девичьей! Мы все должны
Признаться: вкусу очень мало
У нас и в наших именах
(Не говорим уж о стихах);
Нам просвещенье не пристало,
И нам досталось от него
Жеманство, - больше ничего.

Во времена Пушкина имя Татьяна было простонародным. К началу XIX века оно давно перестало быть популярно среди дворян и Татьянами своих детей чаще называли купцы и крестьяне. А вот веком ранее, имя Татьяна было распространено именно среди дворянства, ведь так звали одну из младших дочерей первого русского царя Михаила Федоровича Романова.

Царевна Татьяна Михайловна пользовалась уважением своего брата Алексея Михайловича. В пору конфликта она пыталась примирить царевну Софью и Петра, она даже была крестной матерью царевича Алексея. Но еще больше Великая княжна Татьяна Михайловна прославилась тем, что в 1691 году передала в дар Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю ковчег с мощами – десницей мученицы Татьяны. С тех пор святая мученица Татьяна стала считаться покровительницей обители. Именно об этой старине говорит Пушкин в своем романе.

А еще об «девичьем». Вероятно, поэт имеет ввиду, что имя Татьяна должно отослать читателя к «татьянке» – фасону женского платья с широкой юбкой со сборками. «Татьянка» – это самый простой фасон юбок, который преобладал в русском национальном костюме. А переосмысленные и усовершенствованные дополнительными юбками и оборками «татьянки» блистали на балах эпохи Александра Сергеевича.

Можно продолжить рассуждения и сказать, что своими словами
«нам просвещенье не пристало
И нам досталось от него
Жеманство, - больше ничего…»,

поэт пытается подчеркнуть, что герои романа, родители Татьяны Лариной, назвали ее так вовсе не потому, что вспомнили покровительницу Московского Университета святую мученицу Татьяну. Но не станем фантазировать, фактом остается то, что благодаря роману «Евгений Онегин» имя Татьяна взлетело в рейтинге популярности российских имен на предельную высоту.

Партизанка Таня

Согласно статистике имя Татьяна на протяжении всего XX века было первым по популярности именем в стране. В 50-60-е годы на один школьный класс в среднем приходилось семь девочек с именем Татьяна. Каждая шестая женщина в стране звалась Татьяной. А у заглядывавших в страну советов иностранцев от Татьян шла кругом голова.

Вероятно, что такая популярность имени была связана не только с романом в стихах, но и с другим событием – подвигом восемнадцатилетней комсомолки Зои Космодемьянской.

В октябре 1941 года десятиклассница Зоя вошла в диверсионно-разведывательную группу штаба Западного фронта, перед которой стояла задача «выкурить немцев» из их теплых квартир. Комсомольцы группы должны были сжечь десять деревень, занятых немцами. В одной из них, в деревне Петрищево Волокаламского района, Зоя была схвачена. Своим палачам Зоя, мечтавшая поступить в литературный институт и наверняка любившая Пушкина, назвалась Таней. А может быть внучка священника просто вспомнила житие святой Татьяны. Девушку жестоко мучили, долго истязали и повесили обнаженной с табличкой на шее «поджигатель домов». Образ «Тани», которая продолжала грозить врагам отмщением, вошел в анналы истории благодаря статье Петра Лидова. Заметка «Таня» была опубликована 27 января 1942 года в газете «Правда», а сама Зоя (Таня) на долгие годы для многих советских граждан стала символом героизма, проявленного человеком в Великой Отечественной войне.

Десятки художественных произведений, поэм, песен, одноактная опера «Таня», балет «Татьяна», памятники по всей стране, включая станцию метро «Партизанская» и даже стихотворение детской поэтессы Агнии Барто было посвящено «Партизанке Тане». Не удивительно, что родители называли своих детей именем героя нового времени.

Как утверждают статистические таблицы, вплоть до 1993 года имя Татьяна не покидало первого места в рейтинге самых популярных имен в стране. Но с гибелью советской империи ее герои уходят на задний план. Имя Татьяна, оставаясь в десятке популярных в России имен, занимает сегодня лишь седьмое место. Сегодня это имя у многих ассоциируется к счастью не только с Татьяной Лариной или Зоей Космодемьянской, но со святой, житие которой потрясает глубиной веры.

Тропарь мученице Татиане

Тропарь, глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Татиана зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю и Тебе ищущи страдальчествую и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе и умираю за Тя, да и живу с Тобою, но яко жертву непорочную приими мя, с любовью пожершуюся Тебе: тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак, глас 4

Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубица к небеси возлетела еси, Татиано. Темже моли присно за чтущия тя.

Молитва

О, святая мученице Татиано, невесто Сладчайшего Жениха Твоего Христа! Агнице Агнца Божественнаго! Голубице целомудрия, благоуханное тело страданьми яко одеждами царскими одеявшая, к ликом небесным сопричтенная, ликующая ныне во славе вечной, от дней юности служительнице Церкве Божия, целомудрие соблюдшая и паче всех благ Господа возлюбившая! Тебе мы молимся и тебе мы просим: внемли прошениям нашим сердечным и не отвергай молений наших, даруй чистоту тела и души, вдохни любовь к Божественным истинам, на путь добродетельный введи нас, ангельское охранение испроси у Бога нам, наша раны и язвы уврачуй, юность огради, старость безболезненну и безбедну даруй, в смертнем часе помози, поминай наша скорби и отраду даруй, посети нас сущих в темнице греха, на покаяние настави скоро, возжи пламень молитвы, не остави нас сирых, да славяще страдания твоя, возсылаем хвалу Господу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Еще совсем недавно при упоминании имени Татьяна вспоминалась пушкинская героиня. Да и называли наших Татьян скорее всего в честь нее – влюбленной в надменного Онегина девушки, которая была «Дика, печальна, молчалива, / Как лань лесная боязлива». В своей родной семье «Казалась девочкой чужой». И поэтому «часто целый день одна / Сидела молча у окна». К тому же было непонятно, почему, так назвав свою героиню, Пушкин как бы оправдывался: «Впервые именем таким / Страницы нежные романа / Мы своевольно освятим».

Сегодня мы уже не найдем, наверное, человека, который бы не знал, что все Татьяны, в том числе пушкинская, имеют одну святую небесную покровительницу Татиану Римскую, а день ее памяти – 25 января.

Святая мученица Татиана родилась в знатной римской семье. Но имя ее древнегреческого происхождения, от слова «татто» - устанавливать, определять. Имя означает устроительница, учредительница, повелительница, устанавливающая, поставленная, назначенная. Подбирая имя для героинь своих произведений, писатели, конечно, учитывали значение имени, его буквальное значение в русском языке. И назвать мечтательную сельскую девочку «учредительницей», «поставленной» было, конечно, вызывающей смелостью.

Тем не менее, реальные живущие в наши дни Татьяны ощущали влияние на свою судьбу, скорее всего, не послушной девочки из романа Пушкина, а святой мученицы Татианы, которая была и организатором, и повелевающей. Словом, деятельным человеком, посвятившим свою жизнь общественному служению.

Ее отец трижды избирался консулом. В Римской империи консулы обладали высшей гражданской и военной властью, набирали легионы, возглавляли их, созывали сенат, председательствовали в них, назначали диктаторов и так далее. В чрезвычайных обстоятельствах сенат наделял консулов неограниченными полномочиями.

Занимая высшую в государстве должность, отец Татианы был тайным христианином и воспитал дочь преданной Богу и Церкви. Достигнув совершеннолетия, Татиана не стала выходить замуж и все свои силы отдала Церкви. Она была поставлена диакониссой в одном из римских храмов, то есть занималась социальным и общественным служением. Она ухаживала за больными и помогала нуждающимся.

Когда Римом начал править шестнадцатилетний Александр Север, вся власть сосредоточилась в руках злейшего врага и гонителя христиан Ульпиана. Кровь христианская полилась рекой. Схвачена была и диаконисса Татиана. Когда ее привели в храм Аполлона, чтобы заставить принести жертву идолу, святая помолилась, и внезапно произошло землетрясение, идола разнесло на куски, а часть храма обрушилась и придавила жрецов и многих язычников. Бес, обитавший в идоле, с воплем бежал от того места, при этом все видели пронесшуюся по воздуху тень.

Те, кто читал жития святых мучеников, знают, что часто они бывают похожими друг на друга, как бы составленными по одной и той же схеме. Происходит это потому, что в эпоху гонений огромное количество мучеников пострадало за Христа и собрать сведения о жизни каждого, даже и их современникам было невозможно. Часто о том или ином мученике составители житий знали только то, что человек был христианином, что его арестовали, принуждали отречься от Христа, подвергали пыткам и приговорили к смертной казни. В этом судьба всех мучеников была сходной. Других же сведений, как правило, просто не существовало, а потому и жизнеописания большинства пострадавших за веру христиан выстраивались по этой одинаковой для всех схеме.

Кроме того, часто единственным источником, где можно было почерпнуть сведения о жизни и особенно о кончине того или иного мученика, были так называемые мученические акты, то есть записи римских правоохранительных органов, судивших и выносивших смертные приговоры христианам. Понятно, что эти акты были написаны сухим юридическим языком, написаны однотипно, по определенному шаблону и разнообразием не отличались. Следовательно, еще и по этой причине дошедшие до нас жития мучеников часто бывают очень похожими друг на друга.

Житие святой мученицы Татьяны также является типичным и похожим на жития многих других мучеников той эпохи. О жизни ее мы знаем немного. Но зато подробно об ее страданиях, о казнях, каким ее подвергали.

Святую деву били, выкололи ей глаза, но она терпела все мужественно, молясь за своих мучителей, чтобы Господь открыл им духовные очи. И Господь внял молитве Своей рабы. Палачам открылось, что четыре Ангела окружили святую и отводили от нее удары, и им слышан был Глас с небес, обращенный к святой мученице. Все они, восемь человек, уверовали во Христа и пали к ногам святой Татианы, прося отпустить им их грех против нее. За исповедание себя христианами они были подвергнуты пыткам и казнены, приняв Крещение кровью.

На другой день святую Татиану вновь предали мучениям: из ее ран вместо крови истекало молоко и в воздухе разлилось благоухание. Мучители изнемогли и заявили, что кто-то невидимый бьет их самих железными палками, девять из них тут же умерли.

Язычники, думая, что она чародейка, остригли ей волосы, чтобы лишить волшебной силы, и заперли в храме Зевса. Но силы Божией нельзя отнять. На третий день пришли жрецы в окружении толпы, готовясь принести жертвы. Отворив храм, они увидели поверженного в прах идола и святую мученицу Татиану, радостно призывающую Имя Господа Иисуса Христа. Когда все пытки были истощены, святой вынесли смертный приговор, и мужественная страдалица была усечена мечом.

Вместе с ней, как христианин, был казнен и отец святой Татианы, открывший ей истины веры Христовой. Произошло это 25 января (по н.ст.) 226 года.

Когда мы читаем краткое житие святой, у нас возникает вопрос: откуда у этих людей было столько мужества, что они могли перенести все те мучения, которым их подвергали? Особенно у Татьяны - ведь она была еще молодой девушкой, из богатой и знатной семьи, казалось бы, совершенно не привыкшей к ужасам застенков и пыткам палачей? Как же она могла все это выдержать? Действительно, человеческими силами выдержать это невозможно, такое испытание выше человеческой природы. Однако то, что невозможно человеку, возможно Богу, и если Он приходит на помощь Своим верным страдающим чадам, то дает им силы побеждать собственную природу.

Причина сверхъестественного подвига мучеников заключается в ниспослании им от Бога помощи, в соприсутствии им Божественной Благодати. Откуда была у них столь великая Благодать, почему Бог давал ее им? Ответ следует искать в предшествующей жизни этих людей.

До своих страданий за Христа мученики проводили высокую христианскую жизнь, а потому и явились достойными того, чтобы им была явлена чрезвычайная Благодать, и милость, и помощь от Бога. То есть к предназначенному им огненному испытанию они приготовили себя заранее, задолго до него. На этих людях исполнились слова Христа о доме, построенном на каменном основании. «Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, - говорит наш Спаситель, - уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». Мученики построили дом своей души на незыблемом основании святой и праведной жизни, а потому и устоял этот дом, когда обрушились на него бури испытаний.

Человек, проводящий жизнь по заповедям Христа, привлекает к себе Благодать и помощь Божию, а потому во время испытаний Бог дает ему силы их переносить. Кто был верен Богу, когда испытаний еще не было. Кто не оставляет Бога при благополучной жизни, того и Бог не оставляет в скорбях и напастях.

Святая Татьяна, как мученица первых веков христианства, почитается и в Православной, и в Католической церквях, однако широко ее почитание распространилось только среди восточных христиан. На западе имя Татьяна считается русским и употребляется только в некоторых славянских странах.

Десница – мощи святой мученицы Татианы

В Псково-Печерский монастырь, 30 января 1977 г., была перенесена десница святой мученицы Татианы. Долог был путь святыни от города Рима до Псково-Печерского монастыря. Передал ее монастырю брат архимандрита Афанасия (Москвитина) иеромонах Владимир. Отец Афанасий 22 года служил в селе Спасском Клинского района Московской области и все эти годы хранил мощи святой. В свое время он получил эту святыню от благочестивых супругов именитого рода, его духовных чад, впоследствии принявших от отца Афанасия монашеский постриг. Ранее мощи святой хранились в царскосельском государевом дворце. При разграблении дворца они спасли мощи от поругания, выкупив их за золотые монеты. По жестокости тогдашних лет святыня хранилась втайне как у супругов, так и у отца Афанасия, но всегда с должным благоговением и молитвой.

В обители десную руку мученицы Татианы переоблачили и положили в ковчежце, в коем она покоится и поныне в храме Архистратига Божия Михаила, с правой стороны царских врат. С верой приходящих, святая мученица не отпускает без чудодейственной помощи!

Святые Татианы 20-ого столетия

Святая мученица Татиана Римская долгие столетия была единственной святой с этим именем. И все Татианы имели только одну небесную покровительницу. В 90-ые годы XX века ситуация изменилась. В Русской Православной Церкви к лику святых в эти годы было причислено девять Татиан, пострадавших за веру в годы Советской власти. Первая среди них – Святая благоверная Татьяна Царевна-Мученица, вторая дочь царя Николая II. Ей исполнился 21 год, когда она была расстреляна большевиками вместе со всей семьёй 17 июля (по н.ст.) 1918 года в Екатеринбурге.

Среди прославленных новомучеников и Татиана (Гримблит), благочестивая девица и ревностная христианка, которая почти все зарабатываемые средства, а также то, что ей удавалось собрать в храмах меняла на продукты, вещи и передавала их заключенным в советские тюрьмы. Для гонимой Русской Церкви 20-х–30-х годов XX века она стала зримым воплощением Евангелия.

Примеры для подражания и укрепления в вере наши Татьяны найдут и в житиях других новомучениц: преподобномученицы Татьяны (Бесфамильной) - 8/21 октября, исповедницы Татьяны (Бякиревой) - 10/23 декабря, преподобномученицы Татьяны (Грибковой) - 1/14 сентября, мученица Татьяны (Егоровой) - 10/23 декабря, мученицы Татьяны (Кушнир) - Собор новомучеников, преподобномученицы Татьяны (Чекмазовой) - 28 сентября/11 октября.

Татьянин день в истории российского образования

В России день памяти святой Татианы Римской издавна имеет особое значение. Граф Иван Иванович Шувалов, будущий куратор Московского университета, подал Государыне прошение о его основании в день именин своей матери Татьяны Шуваловой. 25 января (по новому стилю) 1755 года, в день памяти мученицы Татианы, императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета для «общей Отечеству славы», чтобы «возрастало в нашей пространной империи всякое полезное знание».

С этого времени Татьянин день стал праздноваться сначала как день рождения университета, а позднее и как праздник всех студентов. Впоследствии в одном из флигелей старого здания университета была создана домовая церковь святой мученицы Татианы, а сама святая объявлена покровительницей всего российского студенчества.

Празднование дня студента в Российской Империи было шумным и весёлым. Поначалу этот праздник отмечали только в Москве, но в нём принимал участие практически весь город. Начинался праздник с проведения официальных церемоний в здании университета. Затем - шумные и весёлые гуляния проходили по городу. Под студенческую «гулянку» француз Оливье, бывший хозяином «Эрмитажа», даже отдавал зал ресторана, где студенты и профессора отмечали праздник.

После Октябрьской революции Татьянин день вспоминали уже редко. Только после открытия в 1995 году храма в честь мученицы Татьяны при Московском университете этот праздник вновь ожил. С 2005 года 25 января отмечается в России как «День российского студенчества» .

Символичность праздника, как студенческого, подчёркивается совпадением с учебным календарем – 25 января является одновременно последним днём 21-й учебной недели, традиционным концом экзаменационной сессии первого семестра, после которой наступают зимние студенческие каникулы.

Мученице Татиане молятся в трудном учении и просвещении.

Частица мощей мученицы Татины находится:

– Псково-Печерский монастырь (Псковская епархия);

– Домовый храм мученицы Татианы при МГУ им. Ломоносова (Москва);

Храм Всех Святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря (Москва);

Икона мученицы Татианы с частицей мощей:

– Домовый храм мученицы Татианы при МГУ им. Ломоносова (Москва);

– Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь (Москва).

Молитва святой мученице Татиане

О, святая мученице Татиано, невесто Сладчайшего Жениха Твоего Христа! Агнице Агнца Божественнаго! Голубице целомудрия, благоуханное тело страданьми яко одеждами царскими одеявшая, к ликом небесным сопричтенная, ликующая ныне во славе вечной, от дней юности служительнице Церкви Божия, целомудрие соблюдшая и паче всех благ Господа возлюбившая! Тебе мы молимся и тебе мы просим: внемли прошениям нашим сердечным и не отвергай молений наших, даруй чистоту тела и души, вдохни любовь к Божественным истинам, на путь добродетельный введи нас, ангельское охранение испроси у Бога нам, наши раны и язвы уврачуй, юность огради, старость безболезненну и безбедну даруй, в смертнем часе помози, поминай наши скорби и отраду даруй, посети нас сущих в темнице греха, на покаяние настави скоро, возжи пламень молитвы, не остави нас сирых, да славяще страдания твоя, возсылаем хвалу Господу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.