28.02.2024

Open Library - открытая библиотека учебной информации. Английская печать XIX века: основные тенденции развития, ведущие публицисты Английская журналистика первой половины 19 века


Тема 4. Развитие английской журналистики в XIX веке.
План:
1. Английская журналистика в первой половине XIX века. Пресса чартизма.

2. Английская журналистика во второй половине XIX века.

3. Типология английской прессы.

а) Качественные газеты.

б) «Новая журналистика» и массовые газеты.

4. Агентство «Рейтер».
1. Английская журналистика в первой половине XIX века. Пресса чартизма.
Великобритания в XIX веке была одной из ведущих европейских держав. Политическое и экономическое развитие Великобритании было достаточно стабильным. В отличие от Франции, Германии и многих других стран континентальной Европы, здесь не происходило революций и социальных потрясений. Более того, в Англию обычно эмигрировали революционеры, публицисты и политики, конфликтовавшие с властями в своих странах. Так, например, в 1848 г. сюда прибыл свергнутый революцией французский король Луи Филипп; здесь в 1898-1899 гг. жил Эмиль Золя, спасаясь от несправедливых притеснений властей из-за дела Дрейфуса. В Англии жили и умерли изгнанные из Германии К. Марс и Ф. Энгельс; в Лондоне русский эмигрант Александр Иванович Герцен (1812-1870) открыл в 1853 г. Вольную русскую типографию, где издавал газету «Колокол» и альманах «Полярная звезда».

С 1837 по 1901 год королевой Великобритании была Виктория II (1819-1901). При ней монархия окончательно утратила функции исполнительной власти и приобрела символический, церемониальный характер. 64 года правления сильной и властной королевы Виктории упрочили стабильность в стране и ее авторитет на международной арене. Следствием промышленного переворота стал быстрый рост среднего класса, на вкусы и интересы которого в значительной степени ориентировалась британская пресса.

Английская периодическая печать содействовала укреплению национального единства и согласия, сглаживанию общественных противоречий. Она неизменно выступала защитницей интересов Великобритании и ее граждан. Английская журналистика в лице ее наиболее ярких представителей демонстрировала образцы объективности и превосходной информированности. «Царица английской прессы» лондонская газета «Таймс» задавала тон не только в английской, но и в европейской журналистике. Пожалуй, ни в одной другой стране пресса не пользовалась таким уважением и не оказывала такого огромного влияния на жизнь общества, как в Великобритании.

Значительным явлением в английской журналистике первой половине XIX-го столетия была чартистская печать. Чартистская печать – выразительница идей чартизма (от англ. «charter» - хартия) – первого массового, политически оформленного движения рабочих в Великобритании в 1830-1850-х гг. Требования чартистов были сформулированы в их программе под названием «Народная хартия» (1838). Они заключались во введении всеобщего избирательного права для мужчин, сокращение рабочего дня, тайного голосования, отмене имущественного ценза для кандидатов, ежегодном переизбрании палаты общин. Чартисты были убеждены в том, что агитация за хартию и осуществление ее положений позволит парламентским путем устранить общественную несправедливость и улучшить положение рабочих.

В своей борьбе чартисты активно использовали прессу. Главной газетой чартистского движения была еженедельная «Северная звезда» . Ее основал 26 мая 1838 г. в городе Йоркшире один из лидеров чартизма, оратор и публицист Фергюс Эдвард О"Коннор (1796-1855). Газета имела сеть собственных корреспондентов в основных европейских столицах. Пик популярности «Северной звезды» пришелся на 1848 год, когда на ее страницах регулярно появлялись эксклюзивные материалы из охваченных революционным движением Франции, Германии, Австрии. В те месяцы тираж газеты доходил до рекордной цифры в 50 тысяч экземпляров.

К середине XIX века пользовались популярностью также чартистские издания: газета «Народная газета» , журнал «Труженик» . Их редактировал выдающийся чартист, политик и публицист Эрнст Чарльз Джонс (1819-1869). Он видел исторические корни чартизма в Новом завете и считал Иисуса Христа первым чартистом. Джонс был хорошо знаком с Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. В «Народной газете» неоднократно публиковались политические статьи Маркса. Журнал «Труженик» поместил на своих страницах написанный Марксом и Энгельсом «Манифест Коммунистической партии».

Чартистская пресса вела агитационную работу во время парламентских выборов, призывая голосовать за рабочих кандидатов. Рассказывала о росте безработицы и нужды среди фабричных рабочих, о забастовках и манифестациях. Обращалась с призывами к рабочим подписывать петиции в защиту своих товарищей, привлеченных к суду за участие в восстаниях и забастовках, откликались на рабочее движение за границей. Основными жанрами чартистской публицистики были воззвания, речи, политические обзоры, открытые письма к политическим деятелям и издателям газет, эссе, литературные обозрения.

Кризис чартизма конца 1840-х годов привел к падению популярности чартистских газет и журналов. Так, в декабре 1851 года тирах «Северной звезды» упал до 1200 экземпляров, и О"Коннор в 1852 году продал газету. Вскоре она была закрыта.

К началу 1820-х годов количество периодических изданий в Англии, по сравнению с 1781 годом, увеличилось втрое. Их общий тираж за этот же период удвоился. Вместе с тем тиражи лондонских газет в первой половине века были небольшими – 5-6 тысяч экземпляров. Половину доходов лондонские газеты получали от рекламных объявлений. Круг читателей прессы в Англии в первой половине XIX века был уже, чем, например, во Франции или США, так как британская периодика была очень дорогой. Причиной дороговизны стали многочисленные и высокие налоги (штемпельный сбор, налог на бумагу, налог на объявления).


  1. ^ Английская журналистика во второй половине XIX века.

Лишь в середине XIX века после отмены вышеперечисленных налогов в Великобритании появились дешевые ежедневные газеты «Ежедневный телеграф» («Дейли телеграф»). Тогда же был дан новый импульс развитию провинциальной печати. Английские провинциальные газеты до 1855 года были еженедельными и мели небольшой формат и тираж (средний тираж не превышал 800 экземпляров). Развитие железных дорого, появление телеграфа, отмена налогов позволили некоторым провинциальным изданиям по формату, объему, периодичности сравняться со столичной прессой. С 1855 года влиятельная региональная газета «Манчестерский страж», 1821 («Манчестер гардиан») стала ежедневным изданием.

Увеличение численности периодических изданий и рост их тиражей в середине - второй половине XIX века привели к усилению политического влияния британской прессы и к известной ее политизации. В Англии появились политические партии и отдельные политики, которые стремились манипулировать прессой, использовать ее для пропаганды своих программ и реализации политических проектов.

Важнейшими темами английской прессы в середине XIX века были колониальная политика Англии в 1850-1860-х годах (колониальные захваты в Азии, Китае, Африке, Австралии, Новой Зеландии) и позиция британского правительства по отношению к Гражданской войне между Севером и Югом в США.

В 1850 году в Англии началась первая систематическая передача информации по телеграфу. Сначала это были новости спорта и бизнеса. В 1851 году в Лондоне было основано первое английское информационное агентство «Рейтер», ставшее вскоре телеграфным информационным агентством. В 1866 году по дну Атлантического океана был проложен кабель, соединивший Великобританию телеграфной связью с Американским континентом.

Новый этап развития английской журналистики начался в 7-х годах XIX века. В 1870 году был принят закон Гладсона, по которому начальное образование в Великобритании становилось всеобщим. Это нововведение вскоре привело к существенному расширению и качественному изменению читательской аудитории. Появилось большое количество грамотных людей, которые умели читать и писать, стремились к получению новой информации. Однако информация должна быть понятной, изложенной в доступной, облегченной форме. Так как кругозор этой группы читателей был ограничен, читательские вкусы не сформированы. В результате в конце столетия произошло деление английской прессы на качественную и массовую. Первая адресовалась образованной элите, вторая ориентировалась на широкого и и не слишком взыскательного читателя. У истоков «новой журналистики», ориентированной на широкую читательскую аудиторию, в Великобритании стояли А. Хамсворт, У.-Т. Стэд, А. Пирсон.

На рубеже XIX-XX веков пресса все более превращается в индустрию со своей системой права, управления, мощной технической базой. Изобретение телефона в 1876 году привело к специализации среди лондонских журналистов: одни из них («legmen») ходили по городу в поисках новостей и передавали их по телефону, другие («rewrite men») сидели в конторе и записывали сообщения по телефону, передавая ее затем редактору. В 1880-х годах в Англии стали широко использовать древесину для изготовления бумаги, что привело к резкому снижению цен на бумагу и способствовало быстрому развитию дешевой массовой газетной периодики. В 1895 году в британских периодических изданиях появились ротогравюры, изготовленные на цилиндрических металлических валиках. С 1910 года получат развитие различные формы цветной печати, которая будет использоваться в рекламных целях.

Возрастает влияние прессы на развитие экономики, прежде всего посредством рекламы различных товаров. Газеты, получают огромные доходы от рекламы, и начинают рассматривать читателей как часть огромного потребительского рынка. Функция прессы как выразителя общественного мнения отмирает по мере того, как экономические функции становятся эффективнее. Если прежде печать боролась за умы читателей, то теперь борьба шла скорее за кошельки. Отсюда ориентация на возможно более широкую аудиторию. Это приводит к тому, что газета становится поставщиком больших объемов неполитической информации. Как только это случилось, политическая линия газеты, до этого времени привлекавшая определенный круг читателей, перестает существовать.

В 70-х годах XIX века Великобритания утратила мировую промышленную и торговую монополию, пережила депрессию, охватившую промышленность, сельское хозяйство, финансовую сферу и торговлю. Резко сократилась доля страны в мировой промышленной продукции и внешней торговле. Главными конкурентами Великобритании стали США и Германия, пережившие в конце столетия период промышленного подъема. Британская пресса последних десятилетий 19 века проявляла большой интерес к странам-соперницам.

Поиск путей выхода из кризиса заставил некоторых английских интеллектуалов обратиться к социалистическим идеям. В 1884 году было создано «Фабианское общество», которое объединило представителей английской интеллигенции, выступавших за реформирование общества на основе социальных принципов. Членами «Фабианского общества» были такие известные писатели, как Бернард Шоу и Герберт Уэллс. В том же 1884 году Социал-демократическая федерация основала газету «Справедливость» («Джастис»), в которой публиковала материалы о тяжелых условиях жизни фабричных рабочих и пропагандировала свержение капитализма. Однако в целом социалистическая пресса не получила широкого развития и распространения в Великобритании.

Повышение образовательного уровня и благосостояния британцев привело к значительному качественному росту прессы. К 1905 году число британских газет увеличилось, по сравнению с серединой 19 века, более чем в 5 раз и достигло 3367 наименований. Для Великобритании период 1880-1890 годов стал «золотым временем» журналистики, «эпохой дискуссий», когда многие социальные конфликты удалось перевести в идеологическую сферу. В 1884 году появилось первое в мире профессиональное объединение журналистов «Национальная ассоциация журналистов», вскоре переименованная в «Институт журналистов». К 1890 году он насчитывал 2500 членов. В том же году была принята Королевская хартия, согласно которой над организацией устанавливался патронаж королевы. Это решение выдвинуло «Институт журналистов» в ряд важнейших и авторитетнейших профессиональных объединений Великобритании. В 1907 году был создан «Национальный союз журналистов».

О превращении журналистики в профессию свидетельствовало и зарождение в стране высшего журналистского образования. В 1890 году в Лондоне была основана специальная Школа журналистики.

В Великобритании, как и во Франции, консерваторы медленнее, чем либералы, осознали роль и значение прессы. Лишь к 1880-м годам тори поняли значение прессы в борьбе за избирателей и начали схватку за прессу. К началу XX века они одержали победу в этом поединке: если в середине и второй половине столетия большая часть периодических изданий была под контролем либералов, то к 1900-м годам уже тори контролировали ситуацию в прессе. Это в значительной мере было обусловлено процессом концентрации печати, который интенсивно шел в Англии на рубеже XIX-XX веков.

Капитал нуждался в национальной дешевой прессе. Семейные фирмы, которые на протяжении XIX века были основной формой организации газетно-издательского бизнеса в Великобритании, не имели возможности создать такую прессу. Поэтому в конце XIX-го столетия периодическая печать становится собственностью акционерных обществ. Они создавались крупными промышленниками и финансистами для коммерческого использования прессы. Возникают газетно-журнальные тресты, объединявшие свои финансовые ресурсы для скупки периодических изданий и использования их для защиты финансово-экономических интересов треста. К началу XX века из 8 лондонских ежедневных газет только 3 избежали слияния с другими периодическими изданиями – «Таймс», «Дейли мейл» и «Дейли экспресс».

^ 3. Типология английской прессы.

В Англии деление на качественные (элитарные) и массовые (популярные) было выражено более четко по сравнению с другими странами.

а) Качественные газеты.

Ежедневные утренние лондонские газеты выходили в XIX веке, как правило, на 8 страницах большого формата in-folio, что в 2 раза превышало обычный объем парижских газет. На первой и последней страницах печатались объявления. 2 и 3 страницы были отведены под стенограммы парламентских дебатов. На 4 странице печатались политические статьи, краткие отчеты о заседаниях парламента, объявления о театральных постановках. 6 страница отводилась в основном информации из-за рубежа и биржевым новостям. 7 страницу занимала судебная хроника. Английская журналистика быстро осознала значение объявлений как средства рекламы. Объявления были короткими, как правило, не более 12 строчек, печатались одинаковым мелким шрифтом и сортировались по тематике. Это позволяло, во-первых, снизить стоимость объявлений, во-вторых, увеличить их количество в номере, в-третьих, быстро ориентироваться в рекламных полосах газеты.

Среди ежедневных утренних политических газет, издававшихся в Лондоне, особое место заняла «Утренняя хроника» («Морнинг кроникл»), основанная в 1769 году Уильямом Вудфоллом . Газета стала популярной благодаря публикации полных и достоверных отчетов о парламентских дебатов. Эти материалы вызывали огромный интерес у читающей английской публики. Обычно лондонские газеты отправляли в парламент одного стенографиста, который не мог сделать полную стенограмму парламентских выступлений. Кроме того, требовалось значительное время для расшифровки стенограммы, поэтому материал часто растягивался на несколько номеров. Это снижало оперативность информации. Вудфолл обладал уникальной памятью (у него было прозвище «Memory» - «Запоминающее устройство»), он лично присутствовал на парламентских сессиях, сидел с закрытыми глазами, не делал никаких записей, а потом по памяти точно воссоздавал содержание дебатов.

В 1789 году Вудфолл уходит в отставку, владельцем и главным редактором становится один из талантливейших английских журналистов XIX-го столетия Джеймс Пери (1756-1821). Пери был блестящим собеседником, коллекционером редких книг, человеком неистощимым на выдумки. Еще до того, как он стал главным редактором «Утренней хроники», он придумал посылать в парламент не одного, а нескольких стенографов. В результате монополия «Утренней хроники» была подорвана. Газета, в которой тогда работал Пери, печатала более полные и оперативные отчеты из парламента. Став владельцем «Утренней хроники», Пери ввел еще одно новшество, он стал нанимать стенографистов не на время парламентских сессий, а на весь год. Этим он обеспечил себе их доверие и верность. «Утренняя хроника» под руководством Пери стал самым авторитетным парламентским вестником, на которые ссылались другие лондонские газеты, когда хотели процитировать кого-нибудь из парламентариев.

С начала XIX века крупнейшие лондонские газеты из экономических соображений стремились получить монополию на рекламу какого-нибудь товара. Так, одни, публиковали объявления о продаже недвижимости, другие – экипажей и т.д. Пери ориентировал свою газету на интеллигентного и образованного читателя. Поэтому он стремился обеспечить газете монополию на объявление о литературных новинках, которые печатал на первой странице. Он привлек к сотрудничеству в газете известных писателей: Ч. Диккенса, писавшего для «Утренней хроники» «Очерки Боза», С.-Т. Кольдриджа.

Под руководством Перри газета стала органом вигов, оппозиционным правительству печатным изданием либерального направления. В разгар антинаполеоновской кампании Пери опубликовал в «Утренней хронике» благожелательную по отношению к Франции статью, за что был приговорен к 3 месяцам тюрьмы.

Основным конкурентом «Утренней хроники» была утренняя ежедневная газета «Утренняя почта» («Морнинг пост»), основанная в 1772 году в качестве печатного органа тори. Именно в этой газете в конце 18 века лондонские власти давали опровержение ложной информации и печатали официальные документы. К 1795 году газета пришла в упадок, ее купил шотландец Даниэль Стюарт (1766-1846), который способствовал ее расцвету. Он придал газете литеральную политическую ориентацию. Он одним из первых в английской журналистике понял значение рекламы для привлечения читателей и увеличения тиражей газеты. Он поощрял публикацию коротких объявлений на первой странице. Причем это были объявления самого разного характера, в то время как другие лондонские газеты специализировались на определенной рекламе. Важное место в газете занимала поэзия. Ежедневные лондонские газеты в начале века еще ориентировались на достаточно образованную публику. Стюарт привлек к сотрудничеству известных поэтов-романтиков С.-Т. Кольдриджа, Р. Сути, У. Вордсворта.

Стюарт выработал некоторые новые приемы, позволявшие привлечь внимание публики. Он считал, что нет неизменной иерархии между материалами, публикуемыми в газете. Самые злободневные статьи он публиковал крупными заголовками на первой странице. Так, например, 1800 году из-за повышения цены на хлеб в Англии вспыхивают хлебные бунты. Крупнейшие английские газеты ограничивались откликами на эти драматические события маленькими заметками на последних страницах. «Утренняя почта» же каждый день делала обстоятельные репортажи.

К 1804 году ежедневный тираж «Утренней газеты» составил 4500 экземпляров, это было по тем временам значительной цифрой. Из-за тяжелой болезни в 1804 году Стюарт продает газету, и она становится консервативным изданием. В середине 50-х годов газета вновь неожиданно меняет политическую ориентацию и начинает поддерживать тогдашнего премьер-министра Великобритании, лидера вигов.

На рубеже XIX-XX веков «Утренняя почта» оставалась одной из наиболее солидных ежедневных политического газет консервативного толка. Она широко и со знанием дела освещала на своих страницах придворную и светскую жизнь столицы. Ее тиражи выросли до 250 тысяч экземпляров.

Бесспорным лидером британской журналистики XIX века стала лондонская газета «Таймс» , авторитет и влияние которой выходили далеко за пределы Великобритании. Эта еженедельная утренняя газета была основана в 1785 году владельцем типографии Джоном Уолтером (1739-1812), известным под именем Уолтер I . В редакционной статье первого номера Уолтер писал, что его газета должна стать «летописью своего времени, точно фиксирующей самые разные сведения». Эта установка на точность и широту информации отразилась в первоначальном названии газеты «Ежедневная всемирная летопись».

Подлинным творцом «Таймс» стал сын Джона Уолтера Джон Уолтер II , он занял пост руководителя газеты в 1803 году. Уолтер II хотел сделать газету независимой от политической конъюктуры и от различных партий и групп. Под руководством Уолтера II газета выступала с резкой критикой ошибок правительства и его коррумпированности. Независимая позиция газеты привела к тому, что их типография потеряла привилегии, правительство приказало задерживать суда, везущие корреспонденцию для «Таймс» из Европы. Уолтеру II предложили изменит направление газеты, но он отказался от этой сделки. Чтобы меньше зависеть от правительственных чиновников, «Таймс» приобрела собственные корабли, почтовые кареты, была создана собственная курьерская служба. До конца XIX века «Таймс» сохраняла лидирующие позиции в освещении международных новостей. «Таймс» была единственным ежедневным британским изданием, имевшим широкую сеть корреспондентов как внутри страны, так и за рубежом. Это обеспечивало регулярное и быстрое поступление информации, но требовало больших расходов. Когда в Англии стала распространяться дешевая ежедневная пресса, руководство газеты отказывалось снижать стоимость номера до 1 пенни, мотивируя необходимостью содержать штат международных и иностранных корреспондентов. Информированность «Таймс» превосходила осведомленность правительства. Именно «Таймс» первой в мире сообщила о разгроме Наполеона при Ватерлоо. Тираж «Таймс» вырос с 1815 по 1854 годы в 10 раз (с 5 тысяч до 50 тысяч экземпляров в день).

Уолтер II последовал примеру Пери и увеличил количество стенографистов в парламенте. «Таймс» первая стала печатать короткий, в одну строку, обзор парламентских дебатов. Уолтер понял, что занятые люди не могут читать обычные 8-10 колонок. Успех этого начинания вынудил и другие лондонские издания ввести такую рубрику.

В ^ 1817 году главным редактором «Таймс» стал талантливый журналист Томас Барнс (1785-1841), одна из значительнейших фигур британской журналистики 19-го столетия. Барнс родился в семье юриста. После окончания Кембриджа занялся журналистикой, писал статьи на политические темы и рецензии на книги театральные постановки для лондонских газет. В качестве главного редактора, Барнс начал борьбу за свободу прессы. Он отстаивал право газеты печатать полную информацию. В своих статьях Барнс защищал интересы Великобритании и растущего среднего класса, поддерживал буржуазные реформы, изменение либерального законодательства. Это было непростое для Англии время, росло недовольство рабочих. 16 августа 1819 года произошло массовое избиение фабричных рабочих, собравшихся на митинг протеста. В результате 11 человек погибло, несколько сотен участников получили ранение. Это событие получило широкий общественный резонанс и отклик в британской прессе. В ответ на рост демократического движения в ноябре 1819 года правительство приняло ряд законов, получивших название «Акты для затыкания ртов». Закон запрещал собрания более 50 человек, предусматривал суровое наказание за критику в прессе короля, правительства или конституции, повышал налоги на газеты, что закрыло малоимущим слоям доступ к периодической печати. Барнс решительно осудил принятые законы. При нем газета достигла к 1834 году пика популярности. Барнс руководил газетой до самой смерти.

Его преемником на посту главного редактора стал ^ Джон Дилейн (1817-1879), во многих отношениях прямая противоположность Барнса. Дилейн писал мало, хотя отличался огромной эрудицией и колоссальной работоспособностью. Он вел светский богемный образ жизни, был примерным семьянином, очень скромным человеком. На протяжении 37 лет он уходил из редакции только после того, как видел отпечатанным новый номер. Дилейн лично прочитывал всю корреспонденцию, поступавшую в газету, что ежедневно занимало у него 3 часа. При нем «Таймс» стала влиятельнейшим периодическим изданием во внешнеполитических вопросах. Дилейн знал почти всех представителей политики, был сведущ в новостях придворной жизни. Так, 6 августа 1844 года «Таймс» первой напечатала телеграфное сообщение о рождение в Виндзоре наследника английского престола.

Вскоре «Таймс» станет публиковать военные репортажи, освещать события Крымской войны 1853-1856 гг.

Ведущие английские газеты были в целом лояльны к России, по тех пор пока русский флот под командованием адмирала Нахимова не разгромил турецкий флот в Синопском сражении 18 (30) ноября 1853 года. Британия считала себя владычицей морей, и восприняла эту победу как прямую угрозу своим национальным интересам. 27 марта 1854 года королева Виктория объявила России войну. Боевые действия велись, в основном, вокруг Севастополя. Впервые в истории журналистики ход войны освещался специальными военными корреспондентами, которых командировали в Крым редакции ведущих английских газет. Свои материалы они отправляли в редакции по телеграфу. Первым профессиональным военным корреспондентом был блестящий журналист «Таймс» Уильям Ховард Рассел (1820-1907). Он освещал в репортажах не только ход военных действий, но и разоблачал бездарность военной и хозяйственной администрации. Из его корреспонденций англичане узнали, в частности, о холере и других инфекционных заболеваниях, губивших английских солдат едва ли не больше, чем пули русских солдат.

Поскольку в Англии не было цензуры, репортажи Рассела публиковались без купюр. Они привели к резкому усилению влияния «Таймс» и значительному росту ее тиража. В то же время британское общество испытало шок от полученной информации. Во многих газетах звучали требования отставки правительства и прекращения войны. Дошло до того, что Рассела обвинили в разглашении военной тайны и шпионаже в пользу России. Так, командующий английскими войсками под Севастополем фельдмаршал лорд Раглан (1788-1855) писал в январе 1855 года, незадолго до своей гибели, военному министру: «Я задаю вопрос: мог ли платный агент русского императора лучше служить своему хозяину, чем это делает корреспондент газеты The Tames, имеющий самый большой тираж в Европе?» .

Оперативность «Таймс» в освещении событий Крымской войны была такой, что даже российский император Николай I, регулярно читавший ведущую британскую прессу, узнавал многие военные новости из репортажа Рассела.

Крымская война – первый в мире военный конфликт, запечатленный фотографами. С момента изобретения фотографии прошли всего полтора десятка лет, и уже появилась техническая возможность делать батальные фоторепортажи. Особых успехов в военной фотографии добился румынский фотограф Карол Попп Сатмари (1812-1885). Румыния сохраняла нейтралитет в этой войне, поэтому Сатмари имел возможность фотографировать на передовой и в тылу представителей всех воевавших стран. Многие из этих снимков сохранились до наших дней.

Однажды один из приближенных пожаловался королеве Виктории: «Уровень информированности «Таймс» в самых секретных государственных вопросах ошеломляет, подавляет и остается непостижимым». Газету читали не только в Великобритании, но и далеко за ее пределами. Одной из главных причин влиятельности «Таймс» была ее неангажированность, стремление оставаться вне протекций, не связывать себя ни с какими политическими деятелями, быть выразительницей общественного мнения, зеркалом разных точек зрения и позиций. «Таймс» сильно выбивалась из общего хора английских газет, отличалась независимостью своих политических оценок событий.

В конце XIX – начале XX веков «Таймс» стала органом, рассчитанным на аристократию, финансово-промышленную и интеллектуальную элиту. Она увеличила свой объем до 20-28 страниц большого формата. Несколько раз в неделю печатались дополнительные выпуски, целиком посвященные объявлениям. Ее тираж составлял 60 тысяч экземпляров. Несмотря на быстрое развитие телеграфных агентств во второй половине XIX-го столетия, «Таймс» сохранила свою конкурентоспособность в освещении международных событий. Бульвер-Литтон в одной из своих парламентских речей сказал: «Если бы мне нужно было передать будущим векам какое-нибудь свидетельство английской цивилизации XIX века, я бы выбрал не наши доки, не железные дороги, не наши общественные здания, даже не великолепное здание парламента, где мы с вами имеем честь заседать. Нет. Мне бы хватило одного обычного номера «Таймс»» .

Однако к 1890-м годам «Таймс» утрачивает лидерство в освещении международной жизни. Все труднее становилось сочетать точность и беспристрастность подачи информации с оперативностью. Самым серьезным конкурентом «Таймс» стало телеграфное агентство «Рейтер». В начале XX века газета переживала нелегкие времена: тиражи падали, начались финансовые проблемы. В этой ситуации в 1908 году «Таймс» сменила владельца и перестала принадлежать семейству Уолтер. Ее основным хозяином стал газетный магнат Альфред Хармсворт (1865-1922), известный в истории журналистики под именем лорда Нортклиффа. Под его руководством газета осталась серьезным качественным изданием. Вместе с тем «Таймс» искала новые способы подачи материала, использовала приемы массовой прессы. Нортклифф провел модернизацию типографского оборудования и снизил цену номера с 3 пенсов до одного. В результате тираж газеты к началу Первой мировой войны увеличился в 9 раз и достиг 300 тысяч экземпляров. «Таймс» стала печататься на 20-28 страницах большого формата.

Развитие дешевой периодики встревожило владельцев «Таймс» и других крупнейших изданий, увидевших опасность возникновения серьезных конкурентов. Руководство «Таймс» попыталось добиться от правительства решения о сосредоточении прессы в руках нескольких представителей крупного капитала. В качестве аргумента выдвигали тезис, что дешевая пресса представляет угрозу общественной и политической стабильности. Эта попытка была расценена как стремление «Таймс» получить государственную защиту и обеспечить себе привилегированное положение в конкурентной борьбе. Правительство отвергло претензии «Таймс», аргументировав это тем, что дешевая пресса является неотъемлемой частью демократии.
б) «Новая журналистика» и массовые газеты .
В 80-90-х годах XIX века атмосфера в британском обществе изменилась. На смену викторианской серьезности и строгой морали приходит скепсис по отношению к традиционным нравственным нормам и религиозным верованиям. Усилению антирелигиозных и антиклерикальных настроений английской интеллигенции способствовал дарвинизм. Еще в 1860-1880-х годах в британских газетах разворачивается острая полемика между Церковью и сторонниками учения Ч. Дарвина. В 1880-1890-е годы поздневикторианская Англия становится более легкомысленной.

«Новая журналистика» уловила эти тенденции и откликнулась на них. Впервые сочетание «новая журналистика» употребил английский поэт и литературный критик Мэтью Арнольд, описывая в одной из своих статей новые тенденции в английской прессе 1880-х годов. «Новая журналистика» весьма незначительное внимание уделяла серьезным новостям внешнеполитического или международного характера. Они не ставили перед собой задачу дать читателям объективную и богатую информацию, глубокий анализ явлений. Акцент делался на сообщении новостей, а не на их комментировании. Достаточно было поставлять читателю легко усваиваемые куски общеинтересной информации. Красноречивы названия периодических изданий «новой журналистики»: «Лакомые кусочки», «Пикантные новости», «Ответы» и т.д. В этих изданиях появились колонки слухов и сплетен, женская и спортивная странички, печатались сенсационные разоблачения, широко использовались иллюстративные материалы.

Создателями «новой журналистики» в Англии были ^ Альфред Хармсворт (лорд Нортклифф, 1865-1922 ) и Уильям Стэд (1849-1912) . Образцами «новой журналистики» стали, прежде всего, дешевые вечерние газеты, широкое распространение которых началось еще в 70-е годы XIX века. Утренние газеты были в целом серьезнее по содержанию, печатали аналитические статьи. Вечерние газеты имели более развлекательный и сенсационный характер, были менее влиятельны в политическом отношении. Но именно они оказались в конечном счете более жизнеспособными.

Образцом «новой журналистики» в Англии в 80-90-х годах стала вечерняя лондонская газета «Пэл-мэл гэзэт» («pal-mall» - 1) название старинной игры в шарики, 2) название лондонской улицы, где в XIX веке располагались многочисленные клубы и увеселительные заведения), основана в 1865, но изменилась она с приходом Уильяма Стэда. Стэд отказался от «скучных» аналитических статей на политические темы, зато начал печатать подробную информацию о спорте, создал колонку сплетен и слухов.

Британские издатели периодики платили высокий штемпельный налог, что не позволяло им тратить деньги на оформление газет. Поэтому внешний вид английской прессы был довольно тусклым, оформление не отличалось оригинальностью. В газетах было мало рисунков и иллюстраций. Стэд сделал страницы «Пэл-мэл гэзэт» более разнообразными и привлекательными. Заголовки печатались жирным и крупным шрифтом, помещались многочисленные рисунки, иллюстрации, шаржи. Он ввел подзаголовки в длинных статьях, что позволяло читателям быстрее ориентироваться в их содержании. Стэд ввел в английскую журналистику некоторые методы и приемы американской прессы. Он стал выпускать дополнительные экстренные выпуски газеты, ввел практику интервьюирования и стал печать в газете интервью. Стэд погиб 15 апреля 1912 года во время катастрофы «Титаника».

Альфред Хармсворт – один из крупнейших лондонских издателей, магнат прессы. Родился близ Дублина в многодетной семье. Его отец адвокат, переезжает из Ирландии в Англию в 1867 году. Болезнь отца лишает его учебы в Кембридже, и Альфред вынужден искать работу. В начале 1880-х годов он занялся журналистикой. В 1888 году он начинает выпускать еженедельную газету «Ответы» , вскоре тираж газеты достигает 1 миллиона в неделю. В 1896 году начинает издавать первую ежедневную утреннюю газету стоимостью в полпенса «Ежедневная почта» . Целью этой газеты провозглашалась защита английских интересов и распространение английского влияния в мире. Хармсворт был ярым противником Германии, он говорил: «В нашей газете не анйдется места ни одному доброму слову о Германии» . Газета придавала огромное значение сенсационным новостям, ее информации часто не хватало достоверности. «Ежедневная почта» ориентировалась на массового читателя, не слишком взыскательного, но жадного до сведений скандального характера. Как говорил соучредитель газеты Кеннеди Джоунс , ее журналисты не должны забывать, «что пишут для дураков» .

В 1903 году Хармсворт основал первый в мире таблоид (от англ. «compressed tablet» - «таблетка») – газету «Лондонское ежедневное зеркало» («Лондон дэйли миррор»). Отличительные признаки таблоида – малый (половинный) формат, низкая цена номера, установка на развлекательность, сенсационность, броский видеоряд (обилие иллюстраций, часто откровенного характера, крупные заголовки). Информационная стратегия таблоида – подавать новость как развлечение и зрелище. «Война есть бестселлер» - говорил Хармсворт. В 1905 году он получил титул лорда Нортклиффа, в 1908 году купил «Таймс», что стало еще одним свидетельством его могущества и огромной влиятельности.

Успех «Ежедневной почты» вдохновил других газетных магнатов последовать примеру Хармсворта. В ^ 1900 году Артур Пирсон (1866-1921) начал издавать полупенсовую газету «Ежедневный экспресс» . Серьезные статьи соседствовали в ней с объявлениями и новостями спорта. На лицевой стороне первой страницы печатались важнейшие политические новости, а на оборотной – спортивные.

«Ежедневная почта» и «Ежедневный экспресс» были наиболее успешными изданиями, представляющими английскую «желтую прессу» с ее политической индифферентностью, установкой на скандал, развлекательностью, облегченную подачу информации и т.д.

Распространению и популярности полупенсовой прессы способствовала реформа образования, проведенная кабинетом Гладсона в 1870 году. Развивающейся промышленности требовались грамотные рабочие. Отсталая английская система образования не отвечала новым требованиям: преобладали частные школы, где учили плохо, царила зубрежка и телесные наказания. Реформа увеличила число государственных приходских школ, куда получили доступ дети из буржуазных семей. Реформа привела к резкому росту грамотности во всех, включая низшие, слоях общества. Это создавало широкую читательскую аудиторию для дешевой массовой прессы. В конце XIX-го столетия в каждом более-менее значительном английском городе было, по меньшей мере, 2 ежедневные газеты, как правило, либерального толка.
^ 4. Агентство «Рейтер».
Основателем первого британского информационного агентства был Пауль Юлиус Рейтер (1816-1899). Он родился в немецком городке Касселе. Начал свою карьеру в скромной должности банковского служащего, затем переехал в Берлин. Во время бурных событий мартовской революции 1848 года Рейтер переехал в Париж, где в течение некоторого времени работал переводчиком в агентстве «Гавас». В 1851 году он перебрался в Лондон, принял британское гражданство и основал там собственное информационное агентство. Сначала контора Рейтера передавала телеграммы главным образом коммерческого содержания, но вскоре главным товаром стали важные политические и дипломатические новости. Рейтер предложил свои услуги английским газетам по вполне доступной цене. Сначала лондонские, а затем и региональные издания поспешили воспользоваться предоставившейся возможностью приблизиться к освещению международных событий как «Таймс». Основными клиентами «Рейтер» сначала были провинциальные издания и дешевые ежедневные лондонские газеты. С 1858 года агентство «Рейтер» стало главным поставщиком международной информации для крупнейших британских газет, включая «Таймс».

Как и «Таймс», «Рейтер» к точности и беспристрастности. «Рейтер» превосходило «Таймс» в объеме передаваемой информации и скорости передачи, хотя уступало ей в комментировании передаваемых новостей. Кроме того, «Рейтер» передавало информацию, полученную преимущественно из официальных или полуофициальных источников. Круг источников «Таймс» был шире. В обязанности ее корреспондентов входило сопоставление официальной версии того или иного события с информацией, почерпнутой из других источников.

Под влиянием своего главного конкурента «Рейтер» стало посылать военных корреспондентов в регионы вооруженных конфликтов и получать от них телеграммы-репортажи. «Рейтер» не довольствовался той информацией, которую по договору поставляли ему «Гавас» и «Вольф». Он создает широкую сеть собственных корреспондентов в большинстве европейских столиц. В 1890 году в агентстве была создана служба, которая специализировалась на сборе и передаче из-за границы неполитической информации, сведений общеинтересного характера.

В последней трети XIX века «Рейтер» стало всемирной службой новостей. Авторитет агентства и его основателя был столь высок, что в 1871 году Пауль Рейтер был удостоен баронского титула.

Английская журналистика в первой половине XIX века. Пресса чартизма.

Тема 4. Развитие английской журналистики в XIX веке.

1. Английская журналистика в первой половинœе XIX века. Пресса чартизма.

2. Английская журналистика во второй половинœе XIX века.

3. Типология английской прессы.

а) Качественные газеты.

б) «Новая журналистика» и массовые газеты.

4. Агентство «Рейтер».

Великобритания в XIX веке была одной из ведущих европейских держав. Политическое и экономическое развитие Великобритании было достаточно стабильным. В отличие от Франции, Германии и многих других стран континœентальной Европы, здесь не происходило революций и социальных потрясений. Более того, в Англию обычно эмигрировали революционеры, публицисты и политики, конфликтовавшие с властями в своих странах. Так, к примеру, в 1848 ᴦ. сюда прибыл свергнутый революцией французский король Луи Филипп; здесь в 1898-1899 гᴦ. жил Эмиль Золя, спасаясь от несправедливых притеснений властей из-за дела Дрейфуса. В Англии жили и умерли изгнанные из Германии К. Марс и Ф. Энгельс; в Лондоне русский эмигрант Александр Иванович Герцен (1812-1870) открыл в 1853 ᴦ. Вольную русскую типографию, где издавал газету «Колокол» и альманах «Полярная звезда».

С 1837 по 1901 год королевой Великобритании была Виктория II (1819-1901). При ней монархия окончательно утратила функции исполнительной власти и приобрела символический, церемониальный характер. 64 года правления сильной и властной королевы Виктории упрочили стабильность в стране и ее авторитет на международной арене. Следствием промышленного переворота стал быстрый рост среднего класса, на вкусы и интересы которого в значительной степени ориентировалась британская пресса.

Английская периодическая печать содействовала укреплению национального единства и согласия, сглаживанию общественных противоречий. Она неизменно выступала защитницей интересов Великобритании и ее граждан. Английская журналистика в лице ее наиболее ярких представителœей демонстрировала образцы объективности и превосходной информированности. «Царица английской прессы» лондонская газета «Таймс» задавала тон не только в английской, но и в европейской журналистике. Пожалуй, ни в одной другой стране пресса не пользовалась таким уважением и не оказывала такого огромного влияния на жизнь общества, как в Великобритании.

Значительным явлением в английской журналистике первой половинœе XIX-го столетия была чартистская печать. Чартистская печать – выразительница идей чартизма (от англ. «charter» - хартия) – первого массового, политически оформленного движения рабочих в Великобритании в 1830-1850-х гᴦ. Требования чартистов были сформулированы в их программе под названием «Народная хартия» (1838). Οʜᴎ заключались во введении всœеобщего избирательного права для мужчин, сокращение рабочего дня, тайного голосования, отмене имущественного ценза для кандидатов, ежегодном переизбрании палаты общин. Чартисты были убеждены в том, что агитация за хартию и осуществление ее положений позволит парламентским путем устранить общественную несправедливость и улучшить положение рабочих.

В своей борьбе чартисты активно использовали прессу. Главной газетой чартистского движения была еженедельная «Северная звезда» . Ее основал 26 мая 1838 ᴦ. в городе Йоркшире один из лидеров чартизма, оратор и публицист Фергюс Эдвард О"Коннор (1796-1855). Газета имела сеть собственных корреспондентов в базовых европейских столицах. Пик популярности «Северной звезды» пришелся на 1848 год, когда на ее страницах регулярно появлялись эксклюзивные материалы из охваченных революционным движением Франции, Германии, Австрии. В те месяцы тираж газеты доходил до рекордной цифры в 50 тысяч экземпляров.

К серединœе XIX века пользовались популярностью также чартистские издания: газета «Народная газета» , журнал «Труженик» . Их редактировал выдающийся чартист, политик и публицист Эрнст Чарльз Джонс (1819-1869). Он видел исторические корни чартизма в Новом завете и считал Иисуса Христа первым чартистом. Джонс был хорошо знаком с Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. В «Народной газете» неоднократно публиковались политические статьи Маркса. Журнал «Труженик» поместил на своих страницах написанный Марксом и Энгельсом «Манифест Коммунистической партии».

Чартистская пресса вела агитационную работу во время парламентских выборов, призывая голосовать за рабочих кандидатов. Рассказывала о росте безработицы и нужды среди фабричных рабочих, о забастовках и манифестациях. Обращалась с призывами к рабочим подписывать петиции в защиту своих товарищей, привлеченных к суду за участие в восстаниях и забастовках, откликались на рабочее движение за границей. Основными жанрами чартистской публицистики были воззвания, речи, политические обзоры, открытые письма к политическим деятелям и издателям газет, эссе, литературные обозрения.

Кризис чартизма конца 1840-х годов привел к падению популярности чартистских газет и журналов. Так, в декабре 1851 года тирах «Северной звезды» упал до 1200 экземпляров, и О"Коннор в 1852 году продал газету. Вскоре она была закрыта.

К началу 1820-х годов количество периодических изданий в Англии, по сравнению с 1781 годом, увеличилось втрое. Их общий тираж за данный же период удвоился. Вместе с тем тиражи лондонских газет в первой половинœе века были небольшими – 5-6 тысяч экземпляров. Половину доходов лондонские газеты получали от рекламных объявлений. Круг читателœей прессы в Англии в первой половинœе XIX века был уже, чем, к примеру, во Франции или США, так как британская периодика была очень дорогой. Причиной дороговизны стали многочисленные и высокие налоги (штемпельный сбор, налог на бумагу, налог на объявления).


  • - Архитектура XIX в.

    Развитие архитектуры первой половины XIX в. характеризовалось постепенным отходом от классицизма в сторону ретроспективизма и эклектизма. С начала XIXв. значительно более активно, чем раньше использовались металлы – чугун, кованое железо. Во второй половине XIX в. стала... [читать подробенее]


  • - Государство США в XIX - начале XX вв.

    С конца войны за независимость в 1783 г. до начала Гражданской войны в 1861 г. территория США увеличилась в несколько раз. В ходе "индейских войн" происходил захват земель коренного населения - индейцев. В 1803 г. Т. Джефферсон за 15 млн. долларов купил у Наполеона Луизиану -... [читать подробенее]


  • - ЕВРОПЕЙСКИЕ ГОРОДА XIX ВЕКА

    ЗАПАДНО – ЕВРОПЕЙСКОЕ И АМЕРИКАНСКОЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО II ПОЛОВИНЫ XIX В. – НАЧАЛА XX ВЕКА. ЛЕКЦИЯ 13 Рост промышленных центров Великобритании: Лондон, Глазго, Шеффилд, Бирмингем Франция: Париж, Лион, Лилль Германия: Берлин, Гамбург, Мюнхен, Кёльн Выросла... [читать подробенее]


  • - Расознавчі студії XVIII- першої половини XIXст.

    На початок XVIII ст. мандрівники та вчені-натура-лісти накопичили великий фактичний матеріал про фізичні риси населення найвіддаленіших куточків земної кулі. Цей доробок вимагав осмислення та систематизації. Одним із перших свою класифікацію запропонував К. Лінней,... [читать подробенее]


  • - В течение XIX века шло накопление экспериментального материала в биологии. В развитии эволюционных взглядов большую роль сыграли работы российских исследователей.

    Значение теории Ч. Дарвина Эволюционная теория Ч. Дарвина относится к величайшим естественно-научным открытиям XIX века. Идеи Ч. Дарвина оказали влияние на развитие эволюционной палеонтологии, эволюционной эмбриологии и сравнительной анатомии. Исследования в этих...


  • - ТЕМА 8. РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА

    После гибели Павла на престол взошёл его старший сынАлександр.Воспитанный в либеральном духе, он многим прогрессивным и либерально настроенным людям внушил надежды на серьёзные изменения во внутренней политике страны в сторону её либерализации. Наиболее одиозные и... [читать подробенее]


  • - Тема 5: Российская империя в XIX в.

    1. Социально–экономическое развитие Российской империи в XIX в. 2. Внутренняя и внешняя политика России в правление Александра I 3. Внутренняя и внешняя политика России в правлении Николая I 4. «Великие реформы» Александра II и контрреформы Александра III. Внешняя политика...

  • В XIX же веке пали последние преграды, сдерживавшие развитие английской прессы. В 1851 г. были отменены налоги на публикации и объявления, в 1855 г. вышел закон о газетном штемпеле, в 1861 г. был уничтожен налог на газетную бумагу и в 1881 г. устранены стеснительные правила об ответственности за диффамацию в печати и за сообщение неточных сведений. До этого времени издатели, редакторы и наборщикибыли ответственны за всякое сообщение, а после законодательного постановления 1881 г. не может быть обжалован ни один правдивый отчет о публичных собраниях и судебных и других заседаниях. За ложные утверждения, оскорбительные замечания и догадки могут быть привлечены к судебной ответственности исключительно только сами ораторы.
    Типичной чертой английской прессы того времени является еенационалистический характер. Для нее на первом плане стоит величие, мощь и благополучие Англии.
    Высокой степени совершенства английские газеты достигли, прежде всего, благодаря прекрасной организации осведомительных бюро, дающим лондонским утренним газетам возможность развертывать перед читателем верную до мельчайших деталей картину общего положения дел во всем мире, а также благодаря блестящему штатусотрудников, которым располагала каждая большая английская газета. Ученые и политики охотно помещали свои статьи в газетах, благодаря чему эти последние держались на высоком умственном уровне.
    Наконец, следует отметить еще одну особенность английской прессы, обращающую на себя внимание каждого иностранца, – культ личностей, господствующий во всех газетах. Культ этот относится как к членам королевского дома, так и ккаким-нибудь мелким кафешантанным певичкам. В прессе того времени рассказываются подробности из частной жизни и привычек министров, спортсменов, аристократии, артистов и артисток всех оттенков и, наконец, даже преступников и мошенников, занимающих в данный момент внимание столичного общества.
    Из массовой прессы того времени в первую очередь стоит упомянуть газету «Times». В эпоху его расцвета, впятидесятых и шестидесятых годах позапрошлого столетия, ежедневный выпуск «Times» достигал 500 000 экземпляров; в следующие десятилетия эта цифра значительно понизилась, но в 1905 г., когда редакция сократила подписную цену за год на 33,5%, одновременно предоставив в безвозмездное пользование годовым подписчикам свою грандиозную библиотеку, дела ее снова приняли блестящий оборот. Выходя уже в 5часов утра в огромном размере (60 см длины и 45 ширины), газета, благодаря своим превосходным осведомительным средствам, сообщала обо всех событиях на земном шаре за истекшие сутки, содержала подробнейшие отчеты о заседаниях палат, хотя последние нередко затягивались далеко за полночь, и давала передовые статьи, уже согласованные с новейшими известиями. Все статьи были анонимны, и редакция строгособлюдала авторскую тайну, хотя всякому было известно, что статьи принадлежат перу крупных общественных и государственных деятелей. Так, Веньямин Дизраэли, лорд Шербрук, Вильям Гаркур, Джон Стерлинг и многие другие долгое время были деятельными сотрудниками «Times».
    В 1846 г., на началах акционерной компании с крупным запасным капиталом, были основаны «Daily News». Должность ответственного редактора былапоручена знаменитому романисту Чарльзу Диккенсу. В своей программе газета требовала осуществления гражданского равенства и свободы совести, демократического законодательства, реформы школы и горячо отстаивала все кардинальные пункты английского либерализма. Но возложенные на нее надежды не оправдались. Диккенс не обнаруживал должной проницательности и находчивости в вопросах политики, и, как редактор, он неоказался на высоте своего положения. Вскоре он передал газету в другие руки. После этого Джон Форстер, Эвене Кров, Найт Гунт, Валькер и другие поочередно старались поднять газету; но лишь после огромных убытков, составлявших в общей сложности 200 000 фунтов стерлингов, эти старания увенчались успехом. Дела газеты поправились, когда Гладстон сделал ее своим...

    В Англии появилась массовая дешевая пресса. На рубеже 19-20 веков, когда в Англии началось разделение на качественную и массовую, «Таймс» становится ведущим качественным изданием . Сегодня она распространяется по всей стране, как и некоторые другие газеты. К качественной прессе, кроме «Таймс», можно отнести ежедневные газеты «Дейли телеграф» («Ежедневный телеграф», 1855), «Гардиан» («Страж», 1821), «Файненшл таймс» («Финансовое время», 1888), «Индепендент» («Независимый»). Печать такого типа содержательна и информативна, имеет сравнительно невеликий тираж (исключением является тираж «Дейли телеграф» – 1,3 млн. экз.). «Индепендент» начала выходить в свет в 1986 и в 1997-ом попала в тяжелое положение из-за существенного спада в распространении газеты. Тогда издатели сменили главного редактора и дали «добро» на ряд нововведений, затрагивающих прежде всего верстку: броский логотип, расклад содержания по рубрикам – «одна полоса – одна тема», свободный, без линеек между колонками набор текста.Массовая (или популярная) печать ориентируется на широкий круг читателей, публикует гораздо меньше аналитических материалов. Тираж отдельных изданий достигается 5 млн. экз. - «Сан» («Солнце», 1964), «Миррор» («Зеркало», 1903 –1 в мире таблоид ), «Дейли экспресс» («Ежедневный экспресс», 1900), «Дейли мейл» («Ежедневная почта», 1896). Десятки лет лидером таблоидной прессы была «Дейли миррор», известная как рупор лейбористов и считавшаяся газетой рабочего класса. Тираж ее достигал 5,5 млн. экз., но в 1997-ом составил только 2,2 млн.: таков результат существенного усиления позиций двух конкурентов издания: газет «Дейли мейл»(1896) и «Сан». Тогда пришлось принять меры. Чтобы привлечь читателей, прежде всего молодежь, из логотипа изъяли слово «дейли», а старый слоган «вперед с народом» заменили призывом «Вперед в новое тысячелетие», на первой полосе стали печататься одна большая фотография и анонс одного-двух «гвоздевых» материалов внутри номера. Однако тираж обновленная «Миррор» так и не восстановила. Присутствовали и развлекательные издания – «Пэл-мэл газет» (У.Стед)

    Но все же противостояние элитарной и массовой прессы не вылилось в полное исчезновение качественных изданий. Они продолжали ориентироваться на своих читателей, делая ставку на “высокую марку”, и продолжали существовать в своей, пусть даже притесненной нише на газетном рынке. Таковой остается структура британской прессы и сегодня.

    18. Французская журналистика во 2-й пол. XIX - нач. XX века. Законы о печати. Пресса периода Парижской коммуны. «Дело Дрейфуса» и политические тенденции во французской журналистике. Газета «Фигаро» (“ Le Figaro ”).

    С 1851 во Франции начинается история второй империи. Во главе император – Наполеон 3. 1871 в Париже началось восстание в ходе кот. Власть перешла в руки гвардии, была выбрана Парижская коммуна из 86 человек. У Парижской Коммуны стояли две задачи: освобождение Франции от немцев и классовая задача – вся власть рабочим и тд. Ошибка П.К. в том, что они:1) не имели программы, что делать, если все получиться (ни экономической, ни политической программы); 2) они не стали наступать на Версаль – центр контрреволюции, поэтому потеряли время и погибли. 21 мая 1871 года при помощи Бисмарка – П.К. была уничтожена. Во время Коммуны наблюдалась большая политизированность прессы. Воскрес “Папаша Дюшен”. Политика коммуны в отношении оппозиционной прессы заключалась в том, что она её не запрещала.

    После Парижской коммуны происходит становление третьей республики.

    26 июля 1830 г. была принята хартия, основные законы которой, говорили о том, что (№1) преступления печати могут решаться только судом присяжных), (№8) цензура никогда не может быть восстановлена.

    9 сентября 1835 года король публикует указ. 12 статей посвящены преступлениям в сфере печати: копо которому нельзя:

    1) оскорблять короля

    2)нападать на принципы управления страной

    3) приписывать кому-нибудь из изгнанных Бурбонов права на престол.

    После этого Луи Филипп начал бороться против прессы. Он сам установил большие налоги, которые ранее отменил. Короче, печать погубил.

    1. 23 февраля 1848 года – февральская революция. Луи Филипп отрекается. Общество требует реформ.

    2. Парижская коммуна и печать

    Прессу политической сложно назвать. Издания были разные, но ни одно не подходило под понятие политической прессы.

    1830 июльская революция, 1848 февральская революция => была либеральная пресса. Появилось более 700 изданий в период июльской револ-и. «Трибнн», «Насьональ»

    Наиболее известные газеты во Франции: «Журналь де деба» (журнал дебатов, газета споров; Луи Франсуа Бертен, присутствовал жанр фельетона); «Монитёр» (Вестник; официальная газета, особо информированная, близкая к правительственным кругам); «Фигаро» (1825 ), в 1854 приобрел его Жан Вильмессан, эт массовое популярное издание в Париже. С 1866 «Ф» становится ежедневным изданием. После смерти Вильмессана редактором стал Маньяр. Газета приобрела серьезный характер. Тираж ок.80 000 экз. Только у «Ф» была развлекательная сеть журналистов. Всё это золотой век печати. 1871 г.-Парижская коммуна, множество новых газет,но среди газет,стоящих на позициях ПК не было единства мыслей и действия, 3 тенденции-1)прудонизм,2)-бланизм-3)неоякобинство (не спрашивайте, че это..)

    “Золотой век”до 1914 гг.,бурное развитие капиталистической печати; газеты и журналы стали торг.-промышл.предприятиями,общее кол-во периодики 1870-80 увеличилось с 900 до 2500 наименований.Коммерциализация прессы преобрела всеобъемлющий х-р.Деление прессы на массовую/качеств. Важнейшим компонентом стала «кровь на 1-ой полосе». 1903г.-газета Жака Дюпона «Маленький парижанин»(«Пети паризьен»)достигла рекордного тира в 1,3млн.экз.,стала выходит с подзаголовком «самый крупный газетный тираж всего мира».

    Газета «Пти журналь» (маленькая газета) выходит в половинном формате. В 1863 появилась в Париже и продавалась по очь маленькой цене, эт ежедневная газета, издатель – Мийо (или Милло), обращ-я в своей газете к «маленькому» человеку. Тираж возрастает после публик-ии фельетонов.

    Пресса превращается в 4 власть. 1892 выходило 79 ежедневников. Газеты во многом формируют общественное мнение.

    А.Дрейфус – офицер фр.армии, в дек.1894 был обвинен в гос. Измене,приговорен к пожизнен.заключ-ю. Франция раскололась на 2 лагеря: Дрейфусары и Антидрейфусары.

    1898 г., в газете «L’Aurore» появилось письмо знаменитого писателя Эмиля Золя к президенту республики, в котором очень решительно утверждалось, что бордеро сфабриковали Эстергази и Анри, а генеральный штаб и военное министерство сознательно губили ненавистного им лично Дрейфуса, чтобы выгородить виновного Эстергази. Письмо Золя произвело во Франции и в Европе потрясающее впечатление. С этого момента дело Дрейфуса захватывает общественное внимание Франции и всего мира и приобретает громадное общественное значение.

    38. Общая характеристика английской журналистики первой половины XIX века. Основные представители.
    Первая половина 19 века отличаются в Англии бурным развитием капиталистического производства. Близится к завершению аграрный переворот. Быстрыми темпами развивается сельское хозяйство, легкая промышленность, торговля. Массовое внедрение машин в производство приводит к сокращению ручного труда, происходит рост безработицы, сокращение оплаты труда и вследствие этого рост преступности. Среди рабочих получает распространение протест против машин. В 1832 г. «Ежемесяный политический журнал Карпентера» выражал взгляды передовых рабочих, писал, что виновников надо искать не среди машин, а способы их применения. К вопросу о влиянии машин на положение рабочих, газета говорила, что это открывает возможность для улучшения труда, на производительность, сокращение рабочего дня. «Чартистский циркуляр» (с 1848), «Северная звезда» - против уродования машин. Официальный орган «Эдинбург Ревью» категорически против, призывает правительство быть беспощадным к подобным преступлениям.
    На первом месте «Северная звезда», на втором «Народная газета», ее программа: в целях сохранения чартистской партии и выражения широкого народного движения стало жизненно необходимо организовать издание еженедельного подлинно демократического печатного органа чартистов. Идейная направленность и тематическое содержание: одна из главных задач - пропаганда идей революции, большое внимание уделено освещению вопроса колониальной политики Англии. Издавать предполагалось как частный орган. Газета не могла быть официальных органов, т.к. чартистская партия была нелегальной. Предполагалось издавать газету на средства рабочих и других сторон чартистского движения. Объем одного номера - 12 страниц, цена 3,5 пенса, тираж 5 тыс. Редактор Джонс. Редакторская статья публикуется в каждом номере на первой странице в разделе текущие заметки. Затрагиваются разнообразные проблемы (внешняя и внутренняя политика, чартистское движение, борьба колониальных народов, борьба пролетариата). Наиболее примечательные - иностранный раздел и наши колонии. Большое влияние оказал К. Маркс. «Рейнская газета» считалась за образец.
    Кроме чартистской печати: консервативная, либеральная, оппозиционная, радикальная, религиозная, рабочая, профессиональная, биржевая и другие. Периодичность: ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно, утренние выпуски, дневные, вечерние.
    Диккенс. 1833-35 гг. - зарисовки быта различных слоев мещанства, перемежаются юмором, шутками. Манера карикатуриста. Сначала публиквоал статьи без подписей. Газета «Зеркало парламента», «Морнинг хроникал». Очерки вышли, когда ему был 21 год. «Ивнинг хроникл» - знакомитсяся с семьей редактора «Стоянки наемных карет». С 1836 г. - редактор «Альманаха» и прекращает работать в «Морнинг хроникал» Газета «Экзаменер». В 1842 г. печатает письма, где пытается добиться международного авторского права в Америке, появляются «Американские заметки». Статьи о сельском хозяйстве, сатирические статьи. С 1850 - еженедельник «Домашнее чтение». Осуждает пороки общества, но щадит чувства читателей. Свои произведения публикует в своих журналах «Дэвид Коперфилд», «Тяжелые времена». 1859 г. - журнал «Круглый год», оставляет его старшему сыну.
    Уильям Теккерей (1811-1863), Кембриджский университет. Жур¬налистский дебют Теккерея состоялся еще в годы учебы в Кембридже: он писал для рукописных студенческих журналов «Сноб» и «Химера». Его кисти принадлжеит также 2000 рисунков: иллюст¬рации к литературным произведениям, политические карикатуры, гротеск. Статья «Картинки жизни и нравов (Худ Джон Лич)», 1854 г., дает представление о характере английской иллюстративной прессы, о популярных художниках-карикатуристах, работающих в периодической печати. Статья - образец художественной критики Теккерея. Сфера интересов - политика, республиканские взгляды. Не является сторонником революционных методов общественного переустройства, возлагал надежды на парламентские способы борьбы. В 1833 г. - соредактор и иностранный корреспондент газеты «Нэшнэл стендэд» («Национальное знамя»). На 1830-х гг. приходится начало активной журналистской деятельности Теккерея. Он сотрудничал в газетах «Таймс», «Морнинг кроникл», в журналах «Куотэрли ревью», «Фрэзере мэгэзин», «Панч». Теккрей - журналист работает в жанрах пародии, очерка, сатирической заметки, статьи, писал тексты к рисункам.
    В «Парижских письмах» (1833) наблюдения над различными явлениями французской жизни: высмеивает нелепость названий парижских газет. Заметки ироничны: насмешка над французскими нравами и вкусами. В очерке «Как из казни устроили зрелище» (1840) выступает против публичной смертной казни, рассматри¬вая ее как узаконенное убийство, несовместимое с христианскими ценностями. Демократические симпатии. Статья «Модная сочинительница» (1841) - перваая из се¬рии против ро¬манов, идеализирует жизнь высшего общества. Он высмеял повествовательные приемы их авторов. Теккерей основную вину за распространение второсортной литературы возлагает на льстивых и продажных журналистов, которые создавали имя бездарным сочинителям.
    Статья «Диккенс во Франции» (1842). Первая часть статьи - рецензия Теккерея на инсценировку диккенсовского романа «Жизнь и приключения Николаса Никльби» - язвительная отповедь. Разоблачает невежество, цинизм, нравственную нечистоплотность и лицемерие критиков. Статья язвительная, остроумная. Блестящий сатирик и полемист.
    Мастерсттво паро¬диста: «Рейнская легенда» (1845), «Романы прославленного сочинителя» (1847), «Лекции мисс Тиклтоби по истории Англии» (1842) и книга «История оче¬редной французской революции» (1844). Вершина мастерства - «Книга снобов» (1846-1847), в которой писатель создал сатирическую портретную галерею снобов, представл различные слои и институты английского общества (аристократия, буржуазия, политические, литературные и военные круги, церковь, универ¬ситет, пресса и т. д.).
    С 1860 по 1862 г. - редактор журнала «Корнхилл мэгэзин». Писатель привлек многих известных литераторов: А. Теннисона, Г. Бичер-Стоу, Э. Троллопа, Э. Гаскелл, М. Арнольда. Журнал пользуется большим успехом.