22.01.2024

Николай чудотворец можайский. Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский), с житием. Краткое описание церквей можайского благочиния


Святитель Николай Чудотворец - самый почитаемый святитель на Руси с древнейших времен - родился в Малой Азии во второй половине III века в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия в семье состоятельных родителей-христиан, в юности был отдан на служение Богу под руководством своего дяди, епископа Патарского. Дядя возвел его в сан священника. Вся жизнь святителя действительно была образцом христианского служения Богу и людям. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, которое отдал его на нужды благотворительности. Святитель Николай был епископом города Миры Ликийские в Малой Азии (современный г. Демре), его подвижническая жизнь и чудеса снискали славу еще при жизни. Святитель принял участие в Первом Вселенском соборе 325 года, на котором осудил ересь Ария, отрицавшего Божество Сына Божия Иисуса Христа. Согласно церковному преданию, за пощечину нечестивому Арию он был лишен священства, Сам Спаситель и Божия Матерь принесли Николаю Евангелие и омофор - знаки святительского достоинства. Это событие называется Никейским чудом и изображается почти на всех иконах святого. Святитель Николай умер около 345 года и похоронен в городе Миры Ликийские. В 1087 году, когда город взяли турки, его мощи были перенесены в итальянский город Бари.

Местное почитание святителя началось сразу после его смерти. В Константинополе его культ оформился в IV - VII веках. На Русь почитание святителя Николая приходит с принятием христианства, с XI века получает широкое распространение. Иконографический тип Николы Можайского представляет святителя в рост с разведенными в стороны руками: в правой руке - меч, а в левой - символическое изображение города. Название закрепилось по месту нахождения чудотворного образа - г. Можайска. Впервые определение иконографии «Никола Можайский» произошло в конце XVI века в писцовых книгах Можайска для отличия от прочих изображений святого. Прототипом иконографии является резная деревянная скульптура святителя Николая. Создание скульптуры связывается с местной легендой: во время нападения на город его защитникам чудесно явился святитель Николай, стоящий в воздухе над собором с мечом в одной руке и с собором в другой руке. Собор в знак сохранения его был обнесен крепостными стенами. Устрашенный грозным видом святителя неприятель бежал, а спасенные жители «сделали резное изображение чудесного явления». Мнения исследователей об истоках иконографии различны. А.И. Некрасов считал ее заимствованной в Западной Европе, «где культивировался образ воинствующего епископа с мечом в руке». В.И. Антонова считает, что прототипом иконографии послужило распространенное изображение святителя Николая Зарайского.

Наиболее ранним изображением этого иконографического типа является скульптура «Никола Можайский» XIV века из собрания ГТГ. Она получила название «Можайский» по месту своего происхождения из города Можайска, откуда вывезена Н.Н. Померанцевым в 1933 году. Наибольшее распространение образы святителя Николая (Можайского) получают в скульптуре и иконописи XVI - XVII веков.

Память святителя Николая празднуется 6 декабря (19 декабря по старому стилю), 29 июля (11 августа по старому стилю, рождество святителя), 9 мая (22 мая по старому стилю, перенесение мощей).

Жанна Григорьевна Белик ,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература:

1. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

2. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1. Древнерусское искусство Х - начала XV века. М., 1995.

3. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. Сост. А.Вознесенский и Ф.Гусев. СПб., 1899.

4. Калугин В.В. «Житие святителя Николая» в агиографическом своде Андрея Курбского. М., 2003.

5. Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902.

6. Крутова М.С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. М., 1997.

7. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986.

8. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983.

9. Леонид (Кавелин), архим. Посмертные чудеса святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца. Памятник древней русской письменности XI века. Труд Ефрема, епископа Переяславского. СПб, 1888 .

10. Смирнова Э.С. Икона Николы 1294 года мастера Алексы Петрова // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975.

11. Смирнова Э.С. Круглая икона св. Николая Мирликийского из новгородского Николо-Дворищенского собора. Происхождение древнего образа и его место в контексте русской культуры XVI в. // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья: XVI век. СПб., 2003.

12. Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII - начало XV века. М., 1976.

13. Турилов А.А. Сказания о чудотворных иконах в контексте их почитания на Руси // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. Тезисы докладов и материалы международного симпозиума / Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2000.

14. Чудеса Николы Мирликийского. Подготовка текста и комментарии И.И. Макеевой // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 2. СПб., 1999.

15. Шалина И.А. Икона «Святой Никола» из Свято-Духова монастыря. Литургический смысл и экклесиологизация образа // Древнерусское искусство. Русь, Византия, Балканы: XIII век. СПб., 1997.

16. Шляпкин И. Русское поучение XI века о перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношение к западным источникам. СПб., 1881.

17. Яковлев В.В. Сказание об иконе Николая Чудотворца «Круглая доска» и поздняя летописная традиция // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. СПб, 1997.

21. Некрасов А.И. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937.

22. Некрасов А.И. Статуя Николы Можайского. 1950. РГАЛИ, ф. 2039, оп. 1, ед.хр. 21/22. Машинопись.

23. Антонова В.И. Московская икона начала XIV века из Киева и «Повесть о Николе Зарайском» // ТОДЛ. М., Л., 1957. С. 375-392.

24. Рындина А.В. Иконный образ и русская пластика XIV - XV веков // Древнерусская скульптура. М., 1991. С. 15-19.

25. Сидоренко Г.В. Скульптура «Никола Можайский» в собрании ГТГ: Опыт музейной каталогизации // Древнерусская скульптура. Проблема атрибуции. М., 1993. Вып. 2, ч. 2. С. 69-91.

26. Воинов Н. Можайская икона святителя и чудотворца Николая с изображением в руках меча и храма // Душеполезной чтение. М., 1872. Ч. III, № 12. С. 408-412.

27. Петров Н.И. Резные изображения св. Николая Можайского и историческая судьба их // Труды XI Археологического съезда в Киеве. М., 1899.

28. «Правило веры и образ кротости…»: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004.


В Никольском храме Высоцкого монастыря особенно выделяется резной образ святителя Николая - Никола Можайский XIV века с живописными клеймами XVII века. Этот образ выделяется также и в настенной живописи XIX века Никольского храма. На иконе изображен святитель Николай с мечем в одной руке и с огороженным храмом в другой. История явления этого образа восходит ко времени татаро-монгольского нашествия на Русь. После первого вражеского вторжения в Русскую землю под предводительством Батыя надолго повисло над Русью мрачное облако тяжелого татарского ига. Правда, татары никогда более не делали на Русь другого нашествия, подобного первому; тем не менее, они не давали забыть себя, и во время своих продолжавшихся набегов на Русские земли и при вымогательствах проявляли себя в не меньших злодействах. При приближении их русские люди по-прежнему отчаивались, или заранее спасались, куда могли, или поручали себя воле Божией, готовясь ко всему. Только в редких случаях не выдерживали они монгольских истязаний и вступали с ними в борьбу.

Многие дошедшие до нас древние памятники и предания говорят нам, что в то время наши предки усиленно молились святому Чудотворцу о восстановлении поруганного монголами имени христианского, неослабно прибегали к нему с прошениями о заступничестве, и что великий Святитель, принявший под свой покров нашу землю, теперь, когда кончилась мера гнева Божия, милостиво внимал молитвам православных. Он не только утешал их и облегчал их личные телесные и душевные скорби, но и во многих случаях чудесно помогал в борьбе с врагом, и не без его помощи исчезла на Руси последняя тень страха пред именем татарским.

Первый древний свидетель того милосердия Святителя к нашему отечеству и нашим предкам - Чудотворный Образ святителя Николы Можайского. Название свое он получил от города Можайска Московской губернии, где он находился в соборном храме имени Святителя, а происхождением и первой славой, по преданию, обязан следующему случаю чудесной помощи Святителя этому городу. Предание забыло точное время события. Но известно, что происхождение Можайского образа восходит по крайней мере к XIV веку, если не раньше. Задумали однажды, - говорит предание, - враги напасть на Можайск. Тогда явилось дивное знамение. В ободрение жителям Можайска и на страх врагам Святитель Николай чудесно показался в грозном виде - стоящим в воздухе над собором, держа в одной руке меч, а в другой изображение обнесенного крепостью храма. Неприятель так устрашен был этим видением, что снял осаду и бежал - к удивлению и радости осажденных. Тогда-то и создали благочестивые граждане почитаемое ныне резное изображение Угодника в благодарность за его чудную помощь.

Вероятно, в память этого чудесного явления Чудотворца для спасения города, Образ называется теперь явленным, а бывшие потом от него силой Николая угодника новые чудесные знамения утвердили за ним это название и славу Чудотворного. В память о дивном видении Святителя он представлен на Образе с мечем и храмом. Такое утешительное и поучительное предание лежит в основе чудесной истории происхождения этого Образа. Понятны необычайная слава и глубокое почитание, искони оказываемое Можайскому Образу всем русским народом. Об уважении и известности этого Образа у наших предков мы можем судить по тому, что сами великие князья и цари Московские ездили на богомолье в Можайск, на поклонение этому Чудотворному Образу угодника Николая. Так, в 1546 г. отправился сюда Великий князь Иоанн IV Грозный один, а в 1564 г. с царицей Марией, сыном Иоанном, князем Владимиром Андреевичем и митрополитом Афанасием. В 1592 г. был на поклонении Чудотворцу и Феодор Иоаннович. О глубоком уважении Петра Великого к этому Образу и, может быть, о его личном посещении Можайска свидетельствует местное предание, что именно по его распоряжению до революции выдавалось из Можайского уездного казначейства ежегодно по 6 руб. 81 коп. на свечи и просфоры в Никольский собор.

После первого вторжения на Русскую землю полчищ Батыя, надолго повисло над Русью мрачное облако тяжелого татарского ига. Ужасы Батыева опустошения были так велики, что русский народ, подавленный ими, еще долго трепетал от одного имени татарского и не пытался сопротивляться наложенным на него тяготам.

Правда, татары больше не делали на Русь другого нашествия, подобного первому, тем не менее, они не давали забывать себя, и во время своих продолжавшихся набегов на Русские земли, творили не меньше злодейств. При их приближении русские люди либо в ужасе разбегались, либо поручали себя воле Божьей, готовясь ко всему.

В редких случаях они вступали с татарами в борьбу. Сначала это были ничтожные усилия сопротивления врагу, но чем дальше отходило вглубь воспоминание о первом татарском нашествии, тем больше крепло сопротивление. Царство Золотой Орды само собой стало ослабевать и распадаться на разные орды, между тем как Русь приходила в себя и стремилась к объединению.

Сначала объединились Русско-литовские княжества и освободились от татар, а затем и объединилась и северо-восточная часть Русской земли под властью Московского князя. Святой Великий князь Димитрий Донской сокрушил татар на Куликовом поле (1380 г.), а через сто лет при великом князе Иоанне III было окончательно свергнуто татарское иго.

Во время этой печальнейшей эпохи в судьбе нашего Отечества, русские люди искали себе прибежища и утешения у великого архиерея Божия, скорого помощника в бедах, святителя Николая. Этот дивный Угодник Божий вместе с покровом, молитвами и предстательством Божьей Матери и святого преподобного Сергия Радонежского и других святых, исконных молитвенников за Русскую землю, содействовали воскресению Руси от этого рабства.

Многие сохранившиеся до нас древние памятники и предания говорят нам, что наши предки в то время сильно молились святому Чудотворцу о восстановлении поруганного имени христианского, неослабно прибегая к нему с прошениями о заступничестве. Святитель Николай не только утешал их и облегчал им телесные и душевные скорби, но и чудесно помогал во многих случаях в борьбе с врагом, и не без его помощи исчезла на Руси последняя тень страха перед именем татарским.

Первый древний свидетель того милосердия Святителя к нашему Отечеству и нашим предкам – чудотворный образ святителя Николая Можайского. Свое название он получил от города Можайска (Московской области), а происхождением и славой он обязан случаю чудесной помощи Святителя этому городу.

Точное время этого события истерлось в памяти, но известно, что собор Святителя, созданный в память чудесной защиты, существовал уже в 1303 году , но не позже XIV века, потому что предание и историки считают Можайский образ оригиналом всех подобных образов, называя их, где бы они ни были, образами Святителя «Можайского».

Но если так, если это оригинал, а все другие резные изображения – его копии, то нам известно, что копии дошли до нас уже с начала XV века. Так, изображение Святителя в этом виде на Кремлевских воротах в Москве относится к 1401 году.

Предание говорит, что когда задумали враги напасть на Можайск, в ответ на молитву жителей осажденного Можайска, явилось дивное знамение. В ободрение жителям Можайска и на страх врагам Святитель чудесно показался в грозном виде – стоящим на воздухе над собором, держа в одной руке меч, а в другой изображение обнесенного крепостью храма.

Неприятель так был устрашен этим видением, что снял осаду и бежал, на радость и удивление осажденных. Тогда-то и устроили благочестивые граждане резное изображение Святителя, в том виде, как он им явился. Бывшие потом от резного образа, силою Николая Угодника Божьего, новые чудесные знамения, утвердили за ним это название и славу чудотворного.

Об уважении и известности этого образа у наших предков мы можем судить по тому, что сами великие князья и цари Московские ездили на богомолье в Можайск, на поклонение этому чудотворному образу Святителя Николая.

Образ упоминается в 1495 году в наказе великого князя Московского Иоанна III князьям Ряполовскому и Русалке, направлявшимся вместе с великой княжной Еленой Иоанновной к ее жениху великому князю Литовскому Александру Казимировичу.

Неоднократно посещал Можайск и молился у чудотворного образа великий князь Василий III. Упоминается образ в духовной грамоте князя Иоанна Волоцкого, составленной в присутствии его духовного отца, игумена Волоцкого монастыря Иосифа в 1504 году.

О резном образе и почитании Николы Можайского сказано в дневнике путешествия в Москву посла императора Рудольфа II Николая Варкоча в 1533 году. В 1537 и 1538 году путешествовала в Можайск на богомолье и поклонение образу Николая Угодника правительница Елена.

Царь Иоанн IV бывал у Святителя в 1546 и 1564 годах. В 1592 году на поклонении Чудотворцу был Феодор Иоаннович. В начале XVII века об образе Святителя Николая, его драгоценном уборе и об особом к нему отношении великих Московских князей пишет Петр Петрей де Ерлезунда.

Судя по Писцовой книге 1595-1598 города Можайска и дневнику польского иезуита Каспара Савицкого (запись от 3 мая 1606 г.), резной образ Николы Можайского до начала XVII века помещался в Никольском приделе надвратной церкви Воздвиженья Креста Господня.

Во время польской интервенции в 1612 году образ Святителя был увезен в Литву и возвращен после Деулинского перемирия в 1618 году.

Для быстрого перехода до интересующего вас элемента воспользуйтесь ссылками…..

Немного истории….

Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, родился во второй половине III века в г. Патары, области Ликии в Малой Азии. Согласно житию, младенец Николай три часа простоял в купели крещения, — «Воздавая тем честь Святой Троице». Благочестивые родители, увидев что он отмечен особой благодатью, внимание свое обратили на его духовное воспитание. Когда он вырос, дядя, епископ г.Патары, рукоположил его в приесвитеры и пророчески предсказал будущее великого угодника Божиего.

Вскоре родители святого умерли, оставив богатое наследство. Молодой пресвитер употребил его на благотворительные дела, Так, узнав, что один бедный человек из-за нужды решился пожертвовать честью трех красавец-дочерей, тайно подбросил ему в окно золото, и отец смог выдать девушек замуж.

Через несколько лет своего пастырства святой Николай собрался в Палестину на богомолье. В пути на море в нем открылся дар прозрения и чудотворения: он предвозвестил бурю и силою молитвы укротил ее, воскресил упавшего с мачты молодого матроса. В Палестине он решил удалиться в монастырь и посвятить жизнь уединенной молитве. Но Господу было угодно, чтобы такой светильник веры не пребывал в сокрытии. Святому Николаю в откровении было велено оставить затвор и идти к людям. Повинуясь Божией воле, он отправился в столичный город Ликийской земли Миры, где усердно молился в храмах и жил как нищий. В это время скончался Ликийский архиепископ. Епископам, молившим Бога указать восприемника, в таинственном видении было сказано, что достойнийший из всех – нищий, который первым войдет в храм, по имени Николай.

Промыслом Божьим, а не человеческим собором, был избран святой Николай в архиепископы, и теперь для блага паствы он уже не скрывал свои добрые дела. Он участвовал в 1-м Никейском Соборе (325 год), пламенными речами изобличал ересь Ария, богохульно отвергавшего Сына Божия. Во время голода в Ликии предстал во сне купцу, имевшему груз хлеба, и велел ему везти зерно в Миры, оставив в залог три золотые монеты, которые тот обнаружил утром. Однажды остановил казнь невинно осужденных. При этом авторитет его был так велик, что никто не смел противиться ему, зная, что творится Божья воля. Помогал святитель и тем, кого не знал совсем. Однажды он спас погибающий от бури корабль. Моряки, теряя всякую надежду, в отчаянии стали молиться Ликийскому архипастырю, о котором столько слышали, и он вдруг явился у руля корабля и привел его в гавань. К нему без боязни шли за всякой нуждой не только христиане, но и язычники. И добрый пастырь никому не отказывал, за всех был молитвенником. Он мирно почил 6 декабря 342 года. Господь сподобил его честное тело нетления, и мощи его по сей день источают целебное благодатное миро, обладающее даром чудотворений. Мажущимся им с верой в святителя Божия оно сообщало исцеление от всех болезней, не только телесных, но и духовных, отгоняя также нечистых духов, которых побеждал святитель еще при своей жизни.

В 1087 году христиане итальянского города Бар по велению Господа перенесли мощи угодника Божия в свой город, где для их пребывания была построена церковь в честь святителя Николая.

Имя святителя Николая Мирликийского на Руси пользовалось особым благоговением и почитанием. В Киевской летописи XI-го века сказано: — «Приди на Русь виждь яко несть града, ни села, идее же не быша чудеса многа умножена святого Николы». Олеарий, секретарь Голштинского посольства в Московию и Персию, в начале XVII века (1633-1639 гг.) сообщает: — «В церквах своих русские имеют великое множество образов, развешанных кругом по стенам, из которых важнейших и наиболее чтимых помещают внизу, как например, образа Иисуса Христа, святой Девы Марии и Николая Чудотворца, их главного заступника».

Древний свидетель милосердия святителя к нашему отечеству — чудотворный образ Николая Можайского. Название он получил от подмосковного города Можайска. Находился этот образ в соборном храме так же имени Николая Чудотворца. Происхождение и слава образа относятся, видимо, к XIII-XIV векам. Многочисленная неприятельская рать осадила Можайск. Малочисленные защитники уже не имели сил отбивать натиск врагов. И тут явилось дивное знамение. В ободрение жителям Можайска и на страх врага Николай Мирликийский чудесно предстал в грозном виде – стоящим над собором, держа в одной руке меч, а в другой изображение собора, обнесенного крепостными стенами. Неприятель был так устрашен этим видением, что снял осаду и бежал – к удивлению и радости осажденных.

В благодарность жители города устроили святителю образ в том виде, как он им явился – с мечом и храмом, как сильного и грозного защитника Православной церкви. Ни у какого другого угодника Божия защита и покровительство всем угнетенным, обижаемым, страждущим не наполняют так всей жизни, как у Николая Мирликийского. Чудо спасения невинных от меча известно всем читателям жития святителя и объясняет присутствие меча в деснице. А что касается храма, то он изображает собой вселенскую Церковь, которой он является учителем и горячим защитником от еретика Ария.

Об особом почтении наших предков к этому образу мы можем судить по тому, что все великие князья и цари Московские ездили на богомолье в Можайск на поклонение чудотворной иконе святого Николая угодника. Из рукописной летописи Николаевского Можайского собора можно узнать о случаях чудесной силы образа Николая Можайского.

До 1820 года в иконостасе нижнего яруса Николаевского собора находилось пять лампад с польской надписью на них. История их появления такова: во время нападения на Можайск польский король приказал забрать из собора икону святого Николая, но будучи внезапно ослеплен, тотчас икону возвратил и принес в дар пять лампад.

В 1812 году, во время приближения французов к Можайску, чудотворную икону Николая спрятали в подвальной части собора. Французы разграбили храм, сожгли иконостас, подожгли все, что могло гореть, но святой Николай сохранил свою икону без повреждений.

В 1815 году из собора были украдены церковные деньги – 2800 рублей. Вод не был найден. Спустя две недели после кражи, неизвестный подкинул письмо: — «Возьмите в соборе деньги в чулане, в угольях; нет места от угодника, согрешил один». И действительно, в угольнице, находившейся на паперти, деньги были найдены.

Примеров чудодействия, исцеления, исходящих от икон с образом Николая Можайского, сосчитать невозможно.

В августе 1871 года по берегам реки Волги разразилось страшное моровое поветрие. В Завидово и прилежащих селениях погибло много людей. Народ пришел в отчаяние. Напасть отягощалась для христиан лишением последнего предсмертного утешения – напутствия Святыми Таинствами и христианского погребения. Никакая медицина, карантины и другие мера не помогали. Начальствующие лица упали духом и не знали, что предпринять. Наконец обратились к Тому, к Кому всегда надо обращаться прежде всего, — к Богу. По совету благочестивых людей принесли из Иосифо-Волоколамского монастыря чудотворную икону Николая Можайского. Встречали святой образ слезами, плачем, громко вопия к нему: — «О всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех верою притекающих к твоему заступлению и теплою молитвою тебе призывающих, скоро потщится и избави Христово стадо от черной гибели!», «Ходатайству за нас окаянных, умоли Господа Бога смиловаться над грешными!».

С молитвами чудотворная икона была обнесена вокруг Завидово, затем по селениям прихода, по улицам, заносили и в дома. Пресвятой и великий Чудотворец Николай услышал молящихся о спасении и явил милость. Смертельная напасть утихла и в первых числах сентября исчезла. Под впечатлением чудной благодатной силы святого образа прихожане собрали деньги и заказали иконописцу список – «мерной и подобием равный чудотворной иконе». В 1872 году икона Николая Можайского прибыла в Завидовскую церковь, и по свидетельству прихожан, многие получают от иконы исцеления душевных мук и телесных страданий.

Из поколения в поколение передаются рассказы об этой страшной эпидемии и чудесном избавлении от нее. Напоминает об этом и надпись на чудотворной иконе: — «Образ сей сооружен в 1872 г. доброхотными пожертвователями в память принесения из г. Волоколамска чудотворной иконы святителя и чудотворца Николая во время губительной болезни холеры, которая по обходе всех селений с иконою с 26 августа по 7 сентября 1871 г. прекратилась».

Память святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца, Церковь отмечает 9 мая (22 по новому стилю) и 6 декабря (19 по новому стилю). В службе, посвященной ему, говорится: — «Чудотворцем предивным, незаходимою звездою пресветлаго Солнца, Божественным проповедником, человеком Божиим, сосудом избранным, столпом и утверждением Церкви, предстателем и утешителем всех скорбящих».

Молитва перед иконой

О, всехвальный и всечестный архиерею, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае, человече Божий, и верный рабе, мужу желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный, светильниче пресветлый, звездо осиявающая и освещающая всю вселенную, ты еси праведник, яко финикс процветший, насажденный во дворех Господа своего: живый в Мирех, миром благоухал еси, и миро приснотекущее благодати Божия источаеши.

Твоим шествием, пресвятый отче, море освятися, егда многочудесныя твоя мощи шествоваху во град Барский, от востока до запада хвалити имя Господне.

О, преизящный и предивный чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче, пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед, тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан, источника чудес, защитителя верных, премудраго учителю, алчущих кормителю, плачущих веселие, нагих одеяние, болящих врача, по морю плавающих управителя, пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника, целомудрия хранителя, младенцев кроткаго наказателя, старых укрепление, постников наставника, труждающихся упокоение, нищих и убогих изобильное богатство.

Услыши нас, молящихся тебе и прибегающих под кров твой, яви предстательство твое о нас к Вышнему и исходатайствуй твоими Богоприятными молитвами вся полезная ко спасению душ и телес наших: сохрани святую обитель сию (или: храм сей), всякий град и весь, и всякую страну христианскую, и люди живущыя, от всякого озлобления помощию твоею: вемы бо, вемы, яко много может молитва праведнаго, поспешествующая во благое: тебе же праведнаго по преблагословенней Деве Марии, предстателя ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству и заступлению смиренно притекаем: ты нас соблюди яко бодрый и добрый пастырь, от всяких врагов, губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбех наших подавай нам руку помощи и отверзи двери милосердия Божия; понеже недостойны есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших: связани есмы узами греховными, и николиже воли Создателя нашего сотворихом, ни сохранихом повелений Его.

Тем же преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего к Зиждителю своему, и твоего отеческаго заступления к нему просим: помози нам, угодниче Божий, да не погибнем со беззаконии нашими, избави нас от всякого зла, и от всякие вещи сопротивныя, управи ум наш, и укрепи сердце наше в правой вере, в ней же твоим предстательством и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя своего умалени будем, но мирное зде поживем житие, и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и поклоняемаго Бога, ныне и присно, и во веки веков.

Молитва перед иконой «Святителя Николая Мирликийских, Чудотвореца»

О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче!

Помози ми, грешному и унылому, в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми, окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения, да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков.

Молитва перед иконой «Святителя Николая Мирликийских, Чудотвореца»

О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае! Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати единаго в Троице поколоняемого Бога во веки веков.

Молитва перед иконой «Святителя Николая Мирликийских, Чудотвореца» ( в честь семи сотворенных им чудес)

Всесвятой Николай Чудотворец, великий угодник Господень! Обрати на нас, грешных, светлый взор твой с Небес и услыши молитву нашу. Да не останутся без ответа мольбы наши твоим всесильным ходатайством к Господу и твоею великой верой.

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим твою доброту, явленную некогда одному семейству. Тогда ты тайно одарил отца приданым для трех его дочерей и спас их от недоброй участи. И золото земное, отданное тобой, чудесно воссияло золотом небесным в благодарной памяти наших сердец. Да будем причастны твоим благословением твоей святой доброте, и последуем твоему примеру как истинному исполнению заповеди Божией. Всегда прославляем Отца и Сына и Святого Духа, и твое милостивое покровительство нам.

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим силу твоей веры, явленную во время твоего паломничества в Иерусалим. Тогда ты в ответ на мольбы корабельщиков укротил бурю, предсказанную тобой, и спас многие души. И стало это чудо свидетельством твоей великой веры в Иисуса Христа и памятью о Спасителе, прекратившем бурю на море Галилейском. Да будем причастны твоим благословением силе твоей веры, и последуем твоему примеру как истинному упованию на Господа. Веруем во Единого Бога Отца и Сына и Святого Духа, и твое милосердное заступничество за нас.

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим твою борьбу с демонами во время твоего служения епископом Мир Ликийских. Тогда ты, просвещая язычников, разрушил идольские требища и молитвой изгнал из них нечистых духов. И стало это чудо свидетельством о Царстве Божием, достигшем нас через святых. Да будем причастны твоим благословением борьбе с силами зла, и да будем святы по твоему примеру. Благословен Бог наш, и благословенна воля Его в тебе, святый отче!

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим твою мудрость, явленную на Соборе в Никее. Тогда ты верою постиг Божественность Иисуса Христа и отстоял учение Церкви о Триедином Боге. И многие увидели тебя в видении рядом с Господом и Богородицей. Да будем причастны твоим вразумлением мудрости боговедения, и сохраним веру в чистоте и силе. Благословен Бог наш, и благословенна мудрость Его в тебе, святый отче!

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим твою любовь, явленную некогда в Мирах Ликийских трем невинно осужденным на смерть. Тогда ты чудесно остановил руку палача, обличил градоначальника и заставил его исповедать свое согрешение. И стало это чудо свидетельством милости Божией к нам. Да будем причастны твоей благодатью любви к людям, и пронесем любовь через всю жизнь. Благословен Бог наш, и благословенна Его любовь в тебе, святый отче!

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим твою чудесную помощь во время голода в Мирах Ликийских. Тогда ты явился во сне одному итальянскому купцу и, передав в залог три золотые монеты, повелел ему привезти в город пшеницы. И стало это чудо свидетельством помощи Божией людям. Да будем причастны твоей благодатью делу помощи страдающим, и сохраним готовность помогать на всю жизнь. Благословен Бог наш, и благословенна Его помощь через тебя, святый отче!

Святой Николай Чудотворец! Мы помним и чтим чудесные исцеления, дарованные через миро, источаемое твоими нетленными мощами в Баре. Тогда многие люди, пришедшие с верой к тебе, обрели избавление от телесных и душевных болезней. И стало это чудо свидетельством дарованной тебе Богом великой благодати исцеления. Да будем причастны твоей благодатью целительству наших ближних, и придем им на помощь во время болезней. Благословен Бог наш, и благословенна Его благодать в тебе, святый отче!

Молитва перед иконой «Святителя Николая Мирликийских, Чудотвореца»

О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое; виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных; потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших.

Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по своей благости воздаст нам.

На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших.

Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.

Молитва перед иконой «Святителя Николая Мирликийских, Чудотвореца»

О великий заступниче, архиерею Божий, Николае преблаженне, иже подсолнечную осиявый чудесы, призывающим же тя скорый услышатель являйяся, ихже присно предваряеши и спасаеши, и избавляеши, и от бед всяческих изъимаеши, от Бога данною ти чудес и даров благодатию!

Услыши мя недостойнаго, с верою тя призывающа и молебное тебе приносяща пение; тебе бо ходатая на умоление ко Христу предлагаю.

О пресловущий в чудесех, святителем высото! яко имеяй дерзновение, скоро Владыце предстани, и преподобнии свои руце молебне к Нему простри о мне грешнем, и от Него щедроты благости подаждь ми, и приими мя в свое заступление, и от всех бед и зол мя избави, от нашествия врагов видимых и невидимых свобождая, и тех всех наветы и злохитрства погубляя, и борющих мя во всей жизни моей отражая; прегрешением же моим прощение испроси, и спасена мя Христу представи и Царствия Небеснаго сподоби улучити за множество того человеколюбия, емуже подобает всяка слава, честь и поклонение, со безначальным его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Молитва перед иконой «Святителя Николая Мирликийских, Чудотвореца»

О, всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех верою притекающих к твоему заступлению, и теплою молитвою тебя призывающих, скоро потщися, и избави Христово стадо от волков губящих е, сиречь от нашествия латинян лукавых, востающих на ны.

Огради и сохрани страну нашу, и всяку страну в Православии сущую, святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа, меча, нашествия иноплеменников, от междуусобныя и кровопролитныя брани. И якоже помиловал еси триех мужей в темнице седящих, и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и избави Великия, Малыя и Белыя Руси народ православный от пагубныя ереси латинския.

Яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог, да воззрит милостивным оком Своим на люди в невежествии сущия, иже десницы ни шуйцы своея не познаша, паче же юныя, киим обольщения латинския глаголются во еже отвратити от веры православныя, да просветит разум людей Своих, да не соблазнятся же и не отпадут от веры отеческия, совесть, суетными мудрованьми и невежествиими усыпленную, да пробудит, волю обратит ко хранению святыя веры Православныя, да помянет убо веру и смирение отцев наших, живот свой за веру Православную положивших, приемлющи моления теплыя святых угодников Своих, в земли нашей просиявших, соблюдающих нас от прелести и ереси латинския, да сохранивши нас во святем Православии сподобит нас на страшнем Судищи Своем деснаго стояния со всеми святыми.

Молитва перед иконой «Святителя Николая Мирликийских, Чудотвореца»

О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков.

Тропарь перед иконой «Святителя Николая Мирликийских, Чудотвореца»

Датировать икону точно не представляется возможным. Во всех документах стоит дата – XV в., однако реставраторы ЦМиАР датировали ее второй четвертью XVI в. и отнесли ее письмо к живописи Средней Руси. Икона является уникальным памятником средневековой культуры и представляет огромную историко-художественную ценность. Ю.А. Олсуфьев видел эту икону и оставил записи о ней в своем дневнике. В паспорте реставратора К.Г. Тихомировой сделана запись: «По сведениям из дневников Ю.А. Олсуфьева (архив ЦМиАР) икона в 1474 г. была принесена в Никольский монастырь г.Балахны из Нижнего Новгорода». Никольский монастырь в Балахне по документам не значился, зато известно, что в городе был Покровский мужской монастырь, основанный, видимо, в начале XVI в. В монастыре около 1552 г. была построена кирпичная Никольская церковь, что не исключает возможности принесения иконы именно в этот монастырь. По другой версии, икона была изъята сотрудниками музея в 1926-1927 гг. из Вознесенского собора, который именно в те годы разорялся. Каменный собор был построен в 1727 г., а до него на этом месте находился деревянный собор, построенный в 1538 г., который являлся главным храмом не только Балахны, но и всего уезда. По писцовой книге Балахны 1674-1676 гг. «соборная церковь Вознесения Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа» имела три предела, в том числе и придел Святого Николая Чудотворца.

В церкви находился образ Николы Чудотворца. Несмотря на то, что иконы Николы находились практически во всех русских церквах, не исключена возможность, что В.Н. Кириллов и Ю.А. Олсуфьев обследовали именно самую ценную церковь в Балахне и «Никола Можайский» находился именно там.

В 1963 г. сотрудниками Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР) по приказу Управления культуры Горьковского облисполкома из фондов Балахнинского краеведческого музея была вывезена икона «Святитель Николай Можайский» (первая половина XVI века; размер 123х83 см) для проведения реставрационных работ. Первая реставрация иконы проводилась с января по март 1965 г. старейшим реставратором музея и иконописцем Кирой Георгиевной Тихомировой, повторное укрепление было проведено с октября 1967 по февраль 1968 г.. Второй паспорт при последующей реставрации был составлен реставратором А.В. Кириковым в 1969 г. В течение 52 лет икона оставалась в ЦМиАР, экспонировалась в церкви Михаила Архангела. В декабре 2015 г. «Никола Можайский» вернулся в Балахну.