29.01.2024

Кто такой карачун у древних славян. Забытые боги древних славян. Карачун. Иерархия античных славянских богов


Тысячи лет природные календари служили нашим предкам, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотиться и рыбачить. Год, поделенный на 12 частей, изображался на ритуальных чашах, и каждому месяцу соответствовал особый знак. Годовое колесо — Коло Сварога — несло в себе особый смысл, который заключался в вечном перерождении и обновлении всего живого. Сварог - языческий бог-кузнец у древних славян, отец Дажьбога. По мнению некоторых исследователей, Сварог - верховный бог восточных славян, небесный огонь.

Н.Бабурин «Праздник в старом холуе» (megabook.ru)

Почти все праздники у славян совпадают с циклом жизни Земли, и поэтому из порядка полутора сотен различных праздников особо выделяются четыре, напрямую связанные с годичным оборотом Коло Сварога, Колеса Сварога (Сварга - это Звездное Небо).

Это Корочун, Комоедица, Купало и день Сварога. Впрочем, в различных областях России эти праздники могут иметь и свои собственные оригинальные названия. Масленице, чьей древней прародительницей как раз является Комоедица, и празднику Ивана Купалы посвящены отдельные материалы нашего фронт-проекта (гиперссылки на тексты «Масленица - наш русский карнавал» и «Праздник Ивана Купалы: очищение огнем и водой»). В данном же случае поговорим о двух других важнейших для древних славян праздниках, которые приходятся на закат года - осень и зиму.

Праздник Небесного Кузнеца — Сварога был связан с наступлением осеннего равноденствия (20-23 сентября по григорианскому календарю). К этому времени уже прошли обряды «закрытия Сварги » (прерывание живой связи между Небом и Землей).

Сварог

Обычно в эти же дни отмечают и праздник осеннего урожая, а в некоторых областях - и День Рода (и рожениц). Но, тем не менее, считается, что эти дни знаменуют постепенное приближение зимы, землю постепенно сковывает мороз, влияние светлых Богов уменьшается. Земля остается на попечении Велеса. Чтобы люди могли пережить тяжелое время, Сварог подарил им топор и искусство ремесла. Поэтому в этот день особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев. С этого дня и режут кур (первых кур древние славяне приносили Сварогу в жертву).

Девки снимают избу, устраивают братчину, иногда собирают ее по всей деревне, и в течение трех дней приглашают парней на гулянку, при этом девушка-невеста считается за хозяйку в доме. На вечерках рассказывают волшебные, страшные и игривые сказки, проводят озорные игры с поцелуями.

Братчиной (другие названия — «канун», «свеча») называли совместную трапезу полноправных членов деревенской общины, устроенной в складчину после молебна. Несмотря на запреты властей, братчины с языческих времен повсюду сохранялись в общественном быту крестьян. Впрочем, с утверждением христианства на Руси братчины также трансформировались и стали восприниматься как благочестивый обычай коллективного поминовения местночтимого святого.

Корочун - самый короткий день в году, когда Кощный Бог окорачивает уходящий год. Празднуется накануне зимнего солнцеворота (22 декабря) или Коляды (праздник, который, как принято считать, позднее был приурочен к Рождеству и Святкам). Считалось, что в этот день берет в свою власть грозный Корочун (Карачун, второе имя Чернобога) — божество смерти, подземный бог, повелевающий морозами, злой дух. Древние славяне верили, что он повелевает зимой и морозами и укорачивает светлое время суток.

Корочун

Слуги грозного Карачуна — медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и метели-волки. Считалось, что по медвежьему хотению и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок - значит, и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось. Отсюда и поговорка: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой».

Коло Сварожье — годовое колесо славянских племен

В народе понятие «карачун» в значении «погибель», «смерть» используется до сих пор. Говорят, например: «Пришел ему карачун», «Жди карачуна», «Задать карачуна», «Хватил карачун». С другой стороны, слово «карачить» может иметь следующие значения — «пятиться задом, ползком», «скорячило» — «скорчило», «свело». Возможно, Карачуна так называли именно потому, что он как бы заставлял дневное время идти в обратную сторону, пятиться, ползти, уступая ночи.

Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает стужей землю, как бы погружая ее в сон. Это - более безобидный образ, чем суровый Карачун. Мороз — просто повелитель зимних холодов.

У славян Бог Карачун еще мог называться и по-другому – Корочун (укр.), Крачун (закарп.), Коронуй (белор., ударение на «у», обозначает внезапную смерть), а также Крачунец (молд.). Славяне Закарпатья часто называют праздничный пирог, испечённый под Рождество, именем этого Бога – «крачунец». Словарь Даля показывает взаимосвязь имени Бога с болезненным состоянием человека – «скорячило», что значит, свело ногу, спину, либо скорчило человека. У него же мы находим «карачить», когда пятятся назад.

Славянская мифология по-разному представляет этого Бога. Кто-то из исследователей полагает, что это одна из ипостасей Чернобога , кому видится зимний Бог очередным обличьем Кощея (Кощного Бога), а кто-то при более позднем рассмотрении полагает, что это сам Мороз – Бог Зимы. Есть и представление того, что Карачун – это темный бог подземного царства, который слывёт Повелителем морозов и темноты, Бог Зимы.

В сказках мы находим образы этого зимнего Бога. Например, есть сказка Ремизова А., которая так и называется «Корочун»:

Среди поля весь в хлопьях драковитый дуб, как белый цветок.
Катятся и сходятся пухом снеговые тучи, подползает метелица, порошит пути, метет вовсю, бьет глаза, заслепляет; ни входу, ни выходу.
И ветер Ветреник, вставая вихорем, играет по полю, врывается клубами в теплую избу: не оставляй дверь на мороз!
Царствует дед Корочун.
В белой шубе, босой, потряхивая белыми лохмами, тряся сивой большущей бородой, Корочун ударяет дубиною в пень — и звенят злющие зюзи, скребут коготками морозы, аж воздух трещит и ломается.
Царствует дед Корочун.
Коротит дни Корочун, дней не видать, только вечер и ночь.
Звонкие крепкие ночи.
Звездные ночи, яркие, все видно в поле.
Щелкают зубом голодные волки. Ходит по лесу злой Корочун и ревет — не попадайся!
А из-за пустынных болот со всех четырех сторон, почуя голос, идут к нему звери без попяту, без завороту.
Непокорного — палкой, так что секнет надвое кожа.
На изменника — семихвостая плетка, семь похвостников: раз хлестнет — семь рубцов, другой хлестнет — четырнадцать.
И сыплет, и сыплет снег.
Люты морозы — глубоки снеги.
С вечера петухи кричат, с полудня метелица, к белому свету люты морозы.
Люты морозы — глубоки снеги.
Не скоро свету — солнцу родиться, далек солноворот. Хорошо медведю в теплой берлоге, и в голову косматому не приходит перевернуться на другой бок.
А дни все темней и короче.
На голодную кутью ты не забудь бросить Дуде первую ложку — Корочун кутью любит. А будешь на Святках рядиться — нарядись медведем, Корочун медведя не съест.
И разворчался, топает, медведь катится по небу, стучит неугомонный — Корочун неугомонный…
Старый Котофей Котофеич, сладко курлыкая, коротает корочуново долгое время — рассказывает сказки.

Здесь мы видим и обрядовость славян по отношению к задабриванию Бога Карачуна, и характер самого зимнего Бога, и поведение животных в такой час, когда злой дух шагает по Земле. Приходом Карачуна ознаменовано Солнцестояние, когда все коченеет, останавливается, движения не заметно, света белого не видно. Конечно же, древние понимали, что через пару дней вся эта остановка пройдет, всё начнет двигаться, встанет «на круги своя» Коло Сварога, и солнце вновь начнет свое шествие.

Что знают о Карачуне славяне?

Карачун по поверьям древних славян не только повелевал морозами, тьмой в зимнюю пору. Еще он прославился тем, что был злым по нраву, а также мог намного сократить жизни человека. Позже уже стали называть его Богом скотьего падежа. Люди стали замечать, что именно в период правления Карачуна зимой домашний скот особенно погибал от лютых морозов.

Некоторые наши предки славяне полагали, что именно этот темный Бог насылает на людей такие болезни, в которых отмечаются судороги. Если не умилостивить данного Бога, то состояние больного от судорог часто переходит в смерть. Так и говорят даже и сегодня: «Хватил его карачун», когда человек скоропостижно скончался. А если вы услышите «задать карачуна», то это обозначает – пришибить кого-то, убить или даже – замучить.

Вот что пишут о Карачуне сейчас:

Корочун - последний день накануне Зимнего Солнцеворота, когда Чернобог (Кощей-Корочун в образе Старца с Серпом Жнеца или Вельего Звия, кусающего Свой хвост) завершает, окорачивает старый Год в преддверии Коляды, праздника рождения Нового Солнца и Нового Года.

Корочун - это время, когда Молот Сварожий, пройдя на Купалу (праздник, приуроченный к Летнему Солнцевороту) свою высшую точку, готовится с размаху ударить о каменную твердь и высечь на Коляду из бел-горюча камня Алатыря искру Нового Огня, из которой разгорится пламя Нового Кола Года.

Корочун - это чародейная пора, когда Врата меж Явью и Навью широко распахнуты, покров маяты мира сего разорван, и за ним можно увидеть проблески Истинной Природы Мироздания, сущей за пределами плоти, за пределами всех имён и форм.

Ночь Корочуна, последняя ночь уходящего Года - это прообраз Ночи Мира, Ночи Великого Растворения, Ночь Завершения Круга Времён и одновременно Преддверие Нового Возрождения.

Для мудрых Корочун - Ночь Прозрения и Безмолвного Видения Того, Что скрыто; для иных - это Ночь Безумия и Чёрного Ужаса, вползающего в Явь из Нави, подобно змее, проникающей в дом через раскрытую дверь.

За две седмицы до Корочуна начинается так называемое Время Молчания - пора подготовки к Переходу, время отдачи долгов, прощения обид, завершения всего незавершённого за год и отбрасывания, отпускания от себя всего отжившего.

Это время очищения души и тела, когда желательно ограничивать себя в пище (особенно мясной), а также внимательно следить за чистотою своих помыслов, произносимых слов и совершаемых дел.

В ночь Корочуна души Предков приходят в Явь, чтобы навестить своих потомков и, если надо, спросить с них - как они исполняли в уходящем году свой Родовой Долг? Жили они по Правде или по кривде? Славили Родных Богов или поклонялись чужебесию? Искали Мудрости Вышней или тешили лишь ненасытное чрево своё?

Слышишь, как трещит мороз на улице? Это Сам Вещий Бог стучит ледяной палицей по спящим деревьям, и Серп Мары рассекает спутанные за год Покутные Нити, и души Предков в обличиях вещих птиц безмолвно сидят на зелёных еловых ветвях, сторожа Миг Волшебства - Откровение Вещей Ночи… Студень (Декабрь) — месяц длинных ночей и самых коротких дней. Он издавна у народов Евразии, был посвящен волку. Иногда он так и назывался «волчий месяц».

Даты и символика Карачуна

Карачуну посвящен свой период календарного года. С 21 по 25 декабря Бог Карачун является предвестником и знаком прихода Бога Зимнего Солнца – Коляды . Более поздний календарь отмечает 25 декабря днем Спиридона-солнцеворота. В связи с тем, что в этот период оканчивается зимнее солнцестояние и ночь идет на спад, существует понимание, что Карачун укорачивает ночь.

Часто говорят о том, что Карачун часто превращается в Мороза, или в Деда Мороза, который пребывал какое-то время в плохом настроении. По поверьям народа всегда считалось, что именно 23 декабря (месяц назывался раньше – студень) является самым холодным, морозным и темным временем в году.

Некоторые считают, что Карачун является седым старцем, у которого довольно суровое лицо, тяжелый взгляд. На нем надет синий кафтан, отороченный белым мехом, а иногда его изображают в белой шубе с непокрытой головой. У Карачуна всегда в руках посох, которым он наводит на Землю крепкий мороз.

У этого Бога есть своя свита, которая входит также в его символику – белые волки, формирующиеся из метели, птицы-вьюжницы, снежные бураны, обращающиеся в медведей-шатунов и даже души умерших людей, что когда-то погибли от замерзания.

Символика зимнего темного Бога отразилась в названиях – декабрь месяц у некоторых славян до сих называют «волчьим месяцем», когда чаще всего волки воют от голода и холода. А что касается медведей, то считалось, что во время Карачуна (или Зимнего Солнцеворота) медведь должен повернуться на другой бок в своей берлоге. Так и говорят: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой».

Между тем не стоит сильно бояться Карачуна, ведь его правление недолгое - следом за 25 декабря всегда приходит благостное время для празднования прихода и правления Коляды. Да и день после Карачуна всегда уже будет постепенно удлиняться. Да и есть такое поверье, что снежные волки Карачуна питаются людскими неправедными поступками, а потому вреда не чинят тем, кто живет правильной жизнью (идет по пути Прави).

Ритуалы поклонения богам передавались на протяжении долгих веков и имели глубокие корни. Даже после Крещения Руси славяне не забыли о своих заступниках и продолжали их боготворить, придав им облик православных святых.

Иерархия античных славянских богов

Древние легенды и сказания славян, в отличие от египетских или греческих, не были связаны с письменностью. Они передавались из уст в уста, видоизменялись, а часть из них была просто утеряна. Поэтому воссоздание пантеона славянских богов основывалось на научных гипотезах и сохраненных античных преданиях, что влекло за собой явные противоречия и споры.

Однако все поколения языческих богов имели четкую иерархию, а также подразделялись на две противоборствующие стороны:

  1. В Солнечную (небесную) династию входили светлые их представители.
  2. А в Лунную (функциональную) – ночные, темные боги.

Возглавлял пантеон славянских богов Род, а всего в небесной династии их было четыре – Сварог, Даждьбог, Хорс и Ярило. Представителями темных сил выступали Перун, Велес, Стрибог и Семаргл.

В соответствии со значимостью мифологические существа подразделялись на 3 ступени:

  1. Высшая. Эту нишу занимали боги, которые представляли для народа чрезвычайную важность и были задействованы в самых известных легендах и сказаниях. К ним относились Сварог, Перун, Стрибог и Даждьбог.
  2. Средняя. На этой ступени располагались боги, поклонения которым проводились во время сбора урожая, хозяйственных работ, а также в периоды перемен сезонов. Сюда входили Род, Чур, а также большинство женских божеств.
  3. Низшая. Здесь размещались мифологические существа, которые меньше всего своим обликом походили на человека – русалки, кикиморы, домовые, вампиры, лешие.

Каждое обращение к богам имело форму языческого ритуала. Это действие производилось для того, чтобы божества были благосклонны к народу, исполняли его просьбы и защищали от злых духов. Все славянские боги покровительствовали определенной культуре, искусству, сезонности, имели свою символику и значение.

Бог Род – прародитель всего живого

В античности именно это божество олицетворяло великого Творца, создателя жизни на Земле. Он извлек планету из вечной тьмы, создал небо, горы и океаны, населив ее людьми и животными. Это Высший Разум, управляющий нашей сущностью, мыслями и судьбой.



Всемогущий Род разделил мирское существование на три сферы:

  1. Правь – обитель богов, его детей.
  2. Явь – земная жизнь, которую заселил человек.
  3. Навь – темное царство мертвых.

Древние народы поклонялись Роду во время весеннего пробуждения природы, при рождении ребенка. Особое значение обряд приобретал в периоды начала посева и при сборе урожая. Также ритуал поклонения производился при поминании усопших родственников.

К атрибутам Рода принадлежат деревянные статуи фаллической формы, окрашенные в багровый красный цвет. Неизменным символом является яйцо, как знак происхождения этого божества. Геометрические знаки Рода представлены в виде девятиугольной сложной фигуры, состоящей из трех треугольников и пятиконечной звезды – пентаграммы.

Частое использование звезды с пятью концами в магии и обрядах сатанистов породило у многих людей ошибочное суждение об этом знаке, причисляя его к символам Зла. Но этот знак издревле несет в себе не суть зла или добра, а является лишь стереотипом, который сложился под влиянием определенных негативных ситуаций. В культуре древних славян пентаграмма является божественным символом здоровья, человеческого начала, благополучия и постоянства.

Карачун – темный бог подземного царства

Это существо представляло лунную династию богов с присущей ему грозностью и неумолимостью. Считали, что благодаря этому повелителю укорачивается день, а празднование Карачуна выпадало на самый холодный и короткий день зимы, 21 или 22 декабря. В пантеоне славянских богов это был один из самых свирепых, могущественных и жестоких духов, который нес смерть.



У белорусских народов этот бог олицетворял неожиданную кончину в молодом возрасте, его считали духом Зла, способным сократить годы жизни. Он причислялся к подземным мифическим существам, мог наслать на землю лютые морозы. Со временем в народе сгладился негативный образ Карачуна, и его стали называть повелителем зимы – Морозко, которому под силу сковать природу холодом, погружая ее в смертный сон.

У поляков, сербов, украинцев этот бог олицетворял зимний солнцеворот – праздники Рождество и Сочельник. В древние времена Карачуном назвали рождественский хлеб, который пекли из разных видов злаков. Некоторые традиции сохранились и сегодня в карпатских семьях. Карачун символизировал достаток, семейное богатство, здоровье и плодовитость.

Перун – повелитель неба

Шаманы древних племен были уверены: славянские боги всемогущие настолько, что в их власти управлять дождем, снегом, грозой или ураганом. Поэтому, чтобы вызвать осадки в засуху или попросить защиты при ненастье, народы поклонялись великому Перуну – богу неба и погоды. Обряд почитания заключался в обливании водой одной из женщин племени и принесении жертвы.

Ранее считалось, что раскаты грома – это грохот огромной колесницы, на которой Перун мчится по небосводу. Он бросает стрелы огненной молнии и громовые камни, а если разгневать бога, на землю могут посыпаться горящие метеориты. Символами Перуна являлись звезды, имеющие три, шесть или восемь лучей.



Обряды прославления Перуна проводились в августе. Главным событием вечера было жертвоприношение, во время которого убивали быка. Перед идолом Перуна сжигалась его шкура и внутренности, а жертвенное мясо зажаривалось и раздавалось всем присутствующим. В конце праздника кости быка уничтожались в огне.

Велес – покровитель дикой природы, древний пастырь

Этот могущественный, мудрый бог славян приносил достаток, плодовитость, был стражем скота и всех диких зверей. Он покровительствовал поэтам, ремесленникам, путешественникам и торговцам. Считалось, что животные, принесенные богам в жертву, свободно пасутся на небесных лугах под присмотром Велеса, поэтому обряды жертвоприношения не являются богопротивными деяниями.

Также считалось, что это божество находилось на границе двух миров – живых и усопших. Всех великих грешников, злодеев и убийц он переправлял через мифическую реку Мертвых в подземное царство, где проводилось их очищение в вечном сакральном огне.

У Велеса существовал свой мир Подземелья, населенный странным народом – чудью. Именно в этом пространстве собраны все тайны и знания Вселенной, которые открываются избранным, сумевшим посетить это удивительное царство.



Главным деянием бога Велеса стало приведение всего мирского в циклическое движение. Ночь начала сменяться днем, радость – грустью, зиму заменила весна. В этом повторении заключено мудрое обучение всем основам бытия. Человечество смогло преодолеть трудности, учиться на своих ошибках, ценить радостные моменты жизни. А направляющей являлась великая сила Любви, помогающая выдержать все испытания.

Чур – хранитель границ

Этот бог занимал в пантеоне славянских богов не самое почетное место, но его силу помнят до сих пор. Чур являлся стражем земных и подземных границ.

Веря в могущество этого бога, славяне обозначали конец своих земельных участков насыпями, которые никто не смел разрушать. Такими действиями можно было разгневать Чура, ведь эта территория считалась неприкосновенной. В дни почитания божества хозяин земли приносил в жертву животных, пел священные песни и приносил ценные дары.

Большое значение имели символы Чура – если его изображения ставились на границе земельных участков, уже никто не имел права на эти владения. Эти идолы позднее так и стали называть – чуркой, чурбаком. Бог охранял человека и все его имущество от нечисти.



И сегодня можно услышать выражение: «Чур меня!», которое произносится во время опасности или испуга. Называя имя этого божества, человек призывает его о помощи, защите и покровительстве.

Сварог – Отец Небесный, сын Рода

К великим деяниям Сварога причисляют завершение творения Земли, которое начал его отец, могущественный Род. Он передал сыну свои знания и ценное стремление воссоединить природу и божеств, показывая, что все существа в мире едины. От него произошли другие славянские боги, которые заняли в династии Солнца свои почетные места.

Он создал небесный мир, в котором живут наши предки. Считалось, что сияющие звезды – это глаза прадедов, наблюдающие за жителями Земли с облаков. К сотворениям Сварога относится Солнце, которое он дал людям, чтобы все живое могло существовать. Он подарил человечеству огонь, чтобы приготовить еду и согреться, и чашу для вкушения священного напитка. Для обработки земли он преподнес людям плуг, а для защиты – непобедимое боевое орудие.

Именно Сварог научил людей с помощью огня обрабатывать железо, положив начало эпохе металла. Звуки ударов молота по наковальне приятны этому богу, в каждой кузнице должно гореть пламя, непрерывно калиться металл, а человек с этого времени смог облачиться в железные латы.

К символике Сварога относят:

  • Крест,
  • Спираль,
  • Рог изобилия,
  • И огонь.



Каждый обряд поклонения этому богу завершался великим пиром с разнообразием яств и напитков. Присутствующие должны были веселиться, радоваться и не ограничивать себя в еде, так как это могло обидеть Сварога.

Великая вера народов

В далекие античные времена мир для человечества был полон тайн. Чтобы не быть в одиночестве на огромной планете, славяне поклонялись богам, просили их о защите и поддержке. Они обожествляли силы природы, зная, что они помогут им выжить в моменты бедствий, катаклизмов или засух.

И именно верование славян в Правь – в то, что мир создан правильно, руководило их жизнью, поступками, формировало чувства любви, совести и благодарности. Этот удивительный древний народ обладал великой Верой – стержнем, который придал ему сил, уверенности, свободы и помог выстоять в самые тяжелые времена.

) — в ДРЕВНЕСЛАВЯНСКОЙ мифологии в этот день берет в свою власть — Чернобог — божество смерти, подземный бог повелевающий морозами. День языческого почитания Карачуна (второе имя Чернобога, аналога Деда Мороза) — приходился на день Зимнего солнцеворота, самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы - и самая длинная ночь. По славянским поверьям, именно Карачун укорачивал светлую часть суток, повергая мир во тьму.
В 2016 Карачун приходится на 21 декабря и ночь на 22 декабря - когда наступает самая длинная ночь (21 декабря - в 21 час 11 минут по московскому времени солнце максимально опустится в южное полушарие, и наступит астрономическая зима. Долгота светового дня на широте Москвы составит 6 часов 56 минут). После природного Нового Лета (года) - день начнет прибавляться (на Коляду с 22 декабря), пока не сравняется по продолжительности с ночью в день Весеннего равноденствия, а потом не станет самым длинным в день Летнего солнцестояния

В народе понятие «карачун» в смысле погибели, смерти используется до сих пор. Говорят, например: «Пришел ему карачун», «Жди карачуна», «Задать карачуна», «Хватил карачун». С другой стороны, слово «карачить» может иметь следующие значения — пятиться задом, ползком, «скорячило» — скорчило, свело. Возможно, Карачуна так называли именно потому, что он как бы заставлял дневное время идти в обратную сторону, пятиться, ползти ползком, уступая ночи.
Празднуется Карачун накануне Коляды (Зимнего Солнцеворота - в 2016 пападает на 22 декабря). Зачин проводят жрецы Чернобога. По поверьям, ночь перед Колядой благоприятна для разнообразных гаданий, волшбы, путешествий души в Навь и прочих магических обрядов и ритуалов.

Древние славяне верили, что он повелевает зимой и морозами и укорачивает светлое время суток. Слуги грозного Карачуна — медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и метели-волки. Считалось, что по медвежьему хотению и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок, значит, и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось. Отсюда и поговорка: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой ».

Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает стужей землю, как бы погружая ее в смертный сон. Это более безобидный образ, чем суровый Карачун. Дед Мороза представляли в образе старика с длинной седой бородою.

Зимой ходит он по полям и улицам и стучит: от его стука начинаются трескучие морозы и сковываются реки льдами.

Если ударит он об угол избы, непременно бревно треснет!

Его дыхание производит сильную стужу.

Иней и сосульки — его слезы, его замерзшие слова.

Снежные облака — его волосы.

Очень не любит он тех, кто дрожит и жалуется на стужу, а бодрым, веселым, здоровым дарует крепость телесную и жаркий румянец.

С ноября по март Морозко такой мощи набирается, что даже Солнце перед ним робеет!

На радостях он покрывает стекла оконные изумительными узорами, леденит гладь озер и рек, чтобы можно было по ним кататься, замораживает снежные горки и веселит честной народ снегом, бодрящим морозцем и веселыми зимними празднованиями.

Мароссы (трескуны) — злые духи в подчинении у Мороза. Недаром их имена созвучны!
Летом они спят, но падают на землю зимою с первыми снежинками.

Мароссы бегают по полям, по лесам и дуют в кулаки, нагоняя стужу и свирепый ветер своим ледяным дыханием.

Пятки их заставляют промерзлую землю и стволы заледенелых деревьев потрескивать, потому и говорят люди, мол, «мороз трещит».

В знак почитания Мороза частенько зимой воздвигали его «идолов» — всем известных Снеговиков.н. Мороз — просто повелитель зимних холодов.

Царствует дед Карачун
Среди поля весь в хлопьях драковитый дуб, как белый цветок. Катятся и сходятся пухом снеговые тучи, подползает метелица, порошит пути, метет вовсю, бьет глаза, заслепляет; ни входу, ни выходу.И ветер Ветреник, вставая вихорем, играет по полю, врывается клубами в теплую избу: не оставляй дверь на мороз!

В белой шубе, босой, потряхивая белыми лохмами, тряся сивой большущей бородой, Карачун ударяет дубиною в пень — и звенят злющие зюзи, скребут коготками морозы, аж воздух трещит и ломается.

Царствует дед Карачун.

Коротит дни Карачун, дней не видать, только вечер и ночь.
Звонкие крепкие ночи.

Звездные ночи, яркие, все видно в поле.

Щелкают зубом голодные волки. Ходит по лесу злой Карачун и ревет — не попадайся!

А из-за пустынных болот со всех четырех сторон, почуя голос, идут к нему звери без попяту, без завороту.
Непокорного — палкой, так что секнет надвое кожа.

На изменника — семихвостая плетка, семь похвостников: раз хлестнет — семь рубцов, другой хлестнет — четырнадцать.

И сыплет, и сыплет снег.
Люты морозы — глубоки снеги.
С вечера петухи кричат, с полудня метелица, к белому свету люты морозы
Люты морозы — глубоки снеги.
Не скоро свету — солнцу родиться, далек солноворот. Хорошо медведю в теплой берлоге, и в голову косматому не приходит перевернуться на другой бок.
А дни все темней и короче.
На голодную кутью ты не забудь бросить Дуде первую ложку — Карачун кутью любит. А будешь на Святках рядиться — нарядись медведем, Корочун медведя не съест.
И разворчался, топает, медведь катится по небу, стучит неугомонный — Карачун неугомонный…
Старый Котофей Котофеич, сладко курлыкая, коротает корочуново долгое время — рассказывает сказки.

КАРАЧУН — преддверие КОЛЯДЫ
— последний день-ночь накануне Зимнего Солнцеворота, когда Чернобог (Корочун в образе Старца с Серпом Жнеца или Вельего Звия, кусающего Свой хвост) завершает, окорачивает старое солнечное Лето (год) в преддверии Коляды, праздника рождения Нового Солнца и Нового солнечного Лета (года).

— это время, когда Молот Сварожий, пройдя на Купалу (праздник, приуроченный к Летнему Солнцевороту) свою высшую точку, готовится с размаху ударить о каменную твердь и высечь на Коляду из бел-горюча камня Алатыря искру Нового Огня, из которой разгорится пламя Нового Кола Лета (года).

— это чародейная пора, когда Врата меж Явью и Навью широко распахнуты, покров маяты мира сего разорван, и за ним можно увидеть проблески Истинной Природы Мироздания, сущей за пределами плоти, за пределами всех имён и форм.

4. Ночь Корочуна , последняя ночь уходящего солнечного Лета (года) — это прообраз Ночи Мира, Ночи Великого Растворения, Ночь Завершения Круга Времён и одновременно Преддверие Нового Возрождения.

5. Для мудрых Корочун — Ночь Прозрения и Безмолвного Видения Того, Что скрыто; для иных — это Ночь Безумия и Чёрного Ужаса, вползающего в Явь из Нави, подобно змее, проникающей в дом через раскрытую дверь.

6. За две седмицы до Корочуна начинается так называемое Время Молчания — пора подготовки к Переходу, время отдачи долгов, прощения обид, завершения всего незавершённого за год и отбрасывания, отпускания от себя всего отжившего.

7. Это время очищения души и тела , когда желательно ограничивать себя в пище (особенно мясной), а также внимательно следить за чистотою своих помыслов, произносимых слов и совершаемых дел.

8. В ночь Корочуна души Предков приходят в Явь, чтобы навестить своих потомков и, если надо, спросить с них — как они исполняли в уходящем году свой Родовой Долг? Жили они по Правде или по кривде? Славили Родных Богов или поклонялись чужебесию? Искали Мудрости Вышней или тешили лишь ненасытное чрево своё?..

9. Слышишь, как трещит мороз на улице ? Это Сам Вещий Бог стучит ледяной палицей по спящим деревьям, и Серп Мары рассекает спутанные за год Покутные Нити, и души Предков в обличиях вещих птиц безмолвно сидят на зелёных еловых ветвях, сторожа Миг Волшебства — Откровение Вещей Ночи…

Также Корочун — одно из Имён Чернобога или один из Тёмных Ликов Бога Велеса. По славянским поверьям, накануне Зимнего Солнцеворота Кощный Бог (Кощей, Чернобог, Тёмный Велес) «окорачивает» — завершает Старый Лето (год) перед рождением Нового Лета (года) и Нового Солнца на Коляду.
Ср. также сербо-хорв. крачати — «шагать» (отсюда Корочун — «шагающий день», то есть переходный день, связанный с Солнцеворотом.

В каждой седмице есть свой «малый Корочун» — шесток (суббота), день Жнеца (планеты Сатурн, считающейся в Звездознатстве «неблагой» планетой), предшествующий неделе (воскресенью), дню Даждьбога (Солнца). Кощного Бога, Покровителя Жнеца (планеты Сатурн) иногда изображают в образе Старика с обсидиановым серпом (обсидиан — один из камней, покровительствуемых Жнецом-Сатурном), которым Он рассекает — «окорачивает» Нити Судеб Мира накануне воскресенья (от древнерус. крес — «огонь») — «дня рождения» (воскресения в смысле «возжигания») Солнца новой седмицы.

КАРАЧУН (КОРОЧУН) - самый короткий день в уходящем году, пора всевластия Тьмы, нижняя точка Коловорота.
Это - день Зимнего Безмолвия, когда серебряные бубенцы Мары возвещают нам древнюю, как сама Жизнь, истину о том, что

МЫ ПРИХОДИМ СЮДА С ПУСТЫМИ РУКАМИ,
И С ПУСТЫМИ РУКАМИ УХОДИМ ВО СРОК СВОЙ,

что нам ничто не принадлежит здесь - в этом мире, в этом лете (году), в этой жизни -
и одновременно, что мы поистине сопричастны всему сущему, что мы поистине БЕЗСМЕРТНЫ…

Источник - http://ruspravda.info/Karachun-Korochun-2894.html