09.03.2024

Когда пишется "не", а когда "ни" с разными частями речи. Правописание частицы "не" с разными частями речи Написание не различными частями речи таблица


Зачастую при письме люди сталкиваются с определенными орфографическими проблемами, способными ввести человека в творческий ступор. Например, многие не знают когда пишется "не", а когда "ни". Зачастую люди путаются. Употребление частиц "не" и "ни" с разными частями речи осуществляется согласно чётким правилам. Знание их позволит справиться с верным написанием слов в тексте.

Общее значение частиц

Итак, подробнее. Каждая из частиц наделена собственным значением, которое играет ключевую роль при непосредственной постановке словоформ в определенное положение. Для того чтобы понять когда пишется "ни", а когда "не", необходимо ознакомиться с общим видом соответствующего правила.

Употребление частицы не Употребление частицы ни
Выражение основного отрицания: Мы не отправимся в путешествие. Придание эффекта усиленного отрицания: Я не увидел ни звездочки.
Употребление в форме устойчивых элеметов: Этот ученик вовсе не глупец! Употребление в качестве устойчивых словосочетаний: Его одежда - ни кафтан ни ряса.
В отрицательных или вопросительных предложениях (довольно часто "не" идёт бок о бок с частицей "только"): Чего я только не вытворял в канун летних каникул! Отрицание в предложении, в котором отсутствует подлежащее: В заброшенном замке ни души.

Использование в качестве повторяющегося элемента (частицы) Юные внуки не могли не подумать о благополучии своей бабушки.

Правописание частиц при существительных и прилагательных

Рассмотрим сочетания с конкретными частями речи. В первом случае употребление частиц "не" и "ни" подчиняется правилу, которое имеет небольшой аспект, имеющий отношение как к имени прилагательному, так и к существительному. Что это значит?

Если к определённому слову можно подобрать синоним, не обладающий приставкой "не-", то оно пишется слитно в обоих случаях:

Мои друзья увидели небольшой (=маленький, компактный) домик на лужайке;

Не нужно говорить мне неправду (=ложь, обман).

А если после соответствующего слова наблюдается противопоставление в виде "союз "а"+ антоним", необходимо писать "не" раздельно:

Эта каменная дороге не широкая, а узкая ;

Я считаю его не другом, а врагом .

Также "не" пишется раздельно с прилагательным в следующих случаях:

  • обозначение какого-либо цвета или вкуса: он нарисовал не алые паруса;
  • сравнительная степень: но я ничуть не ниже своего брата.

Правописание частиц при глаголах и деепричастиях

Поскольку деепричастия представляют собой особую форму глагола, обе части речи имеют под собой общую основу в виде единого правила. Практически всегда перечисленные элементы русского языка отделяются от "не":

Не задумываясь о своем будущем, он редко придавал значение образованию;

Белоснежный конь не решился перепрыгнуть забор.

Правописание частиц при причастиях

Сталкиваясь с этими частями речи, люди нередко задумываются о том, когда пишется "не", а когда "ни", что влечет за собой ряд небольших проблем. На самом деле ситуация вовсе не сложна, стоит лишь обратить пристальное внимание на некоторые аспекты.

Слитное написание Раздельное написание

Отсутствие зависимых слов при полной форме причастия: у меня в кармане еще есть не растраченные деньги.

Наличие зависимых слов при полном причастии: не решенная отличником задача
В роли зависимых слов при полном причастии выступают наречия степени или меры: это совершенно не подходящее место При расположении противопставления, которое выражается с помощью союза "а": на клумбе виднелись не распустившиеся, а увядающие розы
Причастие характеризуется краткой формой: наше с некоторыми просьбами еще не отправлено

Правописание частиц при местоимениях

Если между 2-мя элементами местоимения наблюдается предлог, то данное сочетание будет выражаться в виде трех отдельных слов. Например:

Моему отцу не у кого занять небольшую сумму денег;

На первом уроке нам не о чем было разговаривать.

Наибольшее количество вопросов возникает в случае употребления "не" и "ни" в качестве приставок. На самом деле, все очень просто:

Также существует еще одно правило, которое позволяет уточнять когда пишется "не", а когда "ни" при встрече с определенными конструкциями конструкциями. Вот оно:

Правописание частиц при наречиях

Любое отрицательное наречие будет писаться слитно с элементами "не" или "ни". Например:

Я ничуть не сожалею о совершенном поступке;

Моему другу незачем приносить с собой шпоргалку: он и так знает все ответы.

Но частица отделяется от основного слова в некоторых случаях. Если:

  1. писать наречие следует через дефис: вы ведете себя не по-христиански;
  2. рядом располагается усилительное наречие: мы не очень хотим идти в школу;
  3. наречие не оканчивается на буквы -е или -о: я не всегда рисую красочные картинки.

Существенная часть рассматриваемых неизменяемых частей речи, оканчивающихся на -о или -е, подчиняется правилам, которые обладают собственной особой характеристикой. Вот они:

Правописание частиц при союзах и предлогах

В русском языке помимо самостоятельных частей речи существуют и служебные, являщиеся своеобразными "клейкими" сегментами, благодаря которым предложения приобретают цельный и логически завершенный вид. Эти малые элементы тоже могут находиться рядом с частицами "не" и "ни". Правила, регулирующие подобные ситуации, имеют довольно понятный вид с кратким обьяснением сути:

  • "не" всегда отделяется от сочинительных союзов, но поддается слиянию в области составного союза что" (=хотя);
  • "не" пишется раздельно со всеми непроизводными предлогами, а слитно - с "невзирая на" или "несмотря на" (=вопреки);
  • "не" является частью только одной частицы "неужели", в остальных случаях отрицательная частица пишется раздельно.

Одно из орфографических правил русского языка, которое нередко вызывает затруднения – слитное либо раздельное написание частицы «не» с существительными. Выбор варианта «слитно» или «раздельно» зависит от наличия противопоставления, вспомогательных слов, от того, что подразумевает пишущий, и других условий. Чтобы понять, какой вариант написания подходит, нужно рассмотреть слово с разных позиций.

Слитно: можно ли обойтись без «не»?
Вот условия слитного написания:
  • отбросив «не», получаем несуществующее слово: нелепость, негодование, небылица ;
  • можно подобрать синоним без «не» и заменить существительное без потери смысла предложения: нескромность – синоним хвастливость, хвастовство ; несчастье – синоним беда, горе ; неприятель – синоним враг, противник .
Слитно: качественные характеристики
Выбираем слитное написание, если существительное с «не» обозначает некую характеристику, качество, которое можно сравнить с качествами других явлений. Нелюди – «те, кто не является людьми, не поступает как люди», неевропейцы – «люди, не являющиеся европейцами», неспециалисты – «те, кто не является специалистами». Неспециалист не поймет тонкостей процесса .

Кроме того, существительное всегда пишется слитно с «не», если это термин. Например, в химии есть понятия металлы и неметаллы , то есть «химические элементы, не обладающие свойствами металлов».

Слитно или раздельно: противопоставление
Если существительному в предложении противопоставляется другое существительное и имеется союз «а», частицу «не» с существительным всегда пишем раздельно. Сравните следующие примеры.

  • Химический элемент сера – неметалл .
  • Это не металл , а очень твердое дерево .
Если противопоставления в предложении нет или его невозможно подобрать, выбираем слитное написание. В случае несоответствия продукции указанным характеристикам требуйте возврата денег .

Слитно или раздельно: по смыслу
Иногда при выборе верного варианта написания нужно учитывать смысл высказывания.

  • Мы вели обстрел позиций неприятеля . Слово неприятель всегда имеет значение враг . Подразумевая именно это значение, вы выберете слитное написание.
  • Он мне не приятель . Вы не называете человека своим врагом – лишь хотите подчеркнуть, что вы с ним не знакомы, что приятельские отношения невозможны, или отрицаете факт дружбы с человеком.
Особо стоит выделить вопросительные предложения с окончанием типа «не правда ли?». Мы можем предположить, что это словосочетание пишется слитно – но его невозможно заменить синонимом без «не» ­(ложь ), иначе получится так, как мы никогда не говорим: ложь ли ? Поэтому пишем раздельно.

Сравните эти примеры.

  • Все, что он рассказывал – неправда ? Здесь подразумевается, что информация была ложной, недостоверной. Кстати, можно легко подобрать синоним без «не», и смысл не изменится. Все, что он рассказывал – ложь ?
  • Разве то, что я сказал, не правда ? Здесь подчеркивается справедливость высказывания, говорящий ищет поддержки, подтверждения своим словам.
Раздельно: усиление отрицания
«Не» с существительным пишем раздельно, если есть словосочетания типа:
  • «далеко не»;
  • «вовсе не»;
  • «ничуть не»;
  • «абсолютно не»;
и тому подобные, усиливающие значение отрицания. Вовсе не скромность заставила его промолчать .

Итак, мы рассмотрели основные случаи, в которых частица «не» пишется слитно или раздельно с существительными. Все эти условия несложно запомнить и в дальнейшем применять на письме.

+ БЕЗ - Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

+ БЕЗ - С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

БЕЗ

без

кого (чего) , предлог с род. п.

1. Указывает на неимение, недостаток, отсутствие кого-чего-н. Б. денег. Б. друзей. Оставить письмо б. ответа. Б. четверти час. Б. сомнения (несомненно). Б. сердца (очень жестоко). Б. сознания (в беспамятстве).

2. В отсутствие кого-чего-н. Скучать б. друга. Б. сигнала не начинать.

Не ~ чего с нек-рой степенью чего-н. Не ~ интереса (в какой-то степени интересен).

И ~ того , союз независимо от чего-н.; мало того, что..., так ещё... Не плачь, и ~ того грустно.

+ БЕЗ - Малый академический словарь русского языка

БЕЗ

без

и безо , предлог с род. п.

Без ударения, кроме тех случаев, когда оно переносится с существительного на предлог, например: без толку, без году, без вести.

Употребляется при указании на отсутствие кого-, чего-л., неимение чего-л. в наличности.

Расти без отца. Сидеть без огня.

Стоит под сосной чуть живая, Без думы, без стона, без слез. Н. Некрасов, Мороз, Красный нос.

{Серебряков:} Да, имение принадлежит Соне. Кто спорит? Без согласия Сони я не решусь продать его. Чехов, Дядя Ваня.

В определениях, выраженных существительным в родительном падеже и обозначающих существенный или постоянный признак.

Человек без родины. Любовь без взаимности.

С отвлеченными существительными, преимущественно обозначающими действие или состояние, имеет значение отрицания этого действия, а также означает: не имея, не делая, не употребляя и т. п.

Работали они неутомимо, без отдыха. Соколов-Микитов, Морской ветер.

Сколько пролежал он без движения, без сознания, Алексей вспомнить не мог. Б. Полевой, Повесть о настоящем человеке.

В сочетании с некоторыми существительными имеет значение отрицательного наречия, характеризующего действие с точки зрения силы его проявления, характера протекания.

Работать без устали. Бежать без оглядки. Пропасть без вести.

Кузнечики трещали без умолку, Марков, Строговы.

В отсутствие кого-л., во время отлучки кого-л.

Фекла, на вопрос, не скучно ли ей без мужа, ответила с досадой: - А ну его! Чехов, Мужики.

Кроме, не считая, за вычетом.

Довольно без тебя поэтов есть и будет. Пушкин, К другу стихотворцу.

При словах, обозначающих количество или меру, указывает на недостающее до полной меры количество.

Без двух месяцев три года. Без десяти граммов килограмм.

В сочетаниях с числительными или словом „четверть“ при обозначении времени указывает, сколько недостает до полного

Без десяти пять. Без четверти три.

- и без того -

"Не" с различными частями речи.
Слитно или раздельно?

Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.

Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.

I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:

Частица не , написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.

Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.

Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:

Частица не пишется раздельно:

с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);

– со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);

с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);

в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).

Не пишется слитно:

– в словах, которые без не не употребляются (не вежа, не победимый);

в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (не приятель – враг, очень не здоровый вид – очень больной вид, не здоров – болен);

в отглагольных прилагательных на -мый (не зависимый);

в неопределенных местоимениях (не кто, не что, не который);

в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недо делать, недо оценивать).

Этот же принцип написания относится и к причастиям:

Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть

зависимое слово: не погашенные никем огни;

противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни.

Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы.

Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а , то частица не пишется слитно: Не погашенные огни тускло светились в тумане.

С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены.

II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).

Не с различными частями речи

Часть речи

Слитно

Раздельно

Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е

1. Не употребляется без не-:

неженка, нелепый, нелепо

2. Можно заменить синонимом без не-:

не скромно (хвастливо)

не глупый(умный)

3. В отрицательных наречиях:

не куда, не где

1. Есть противопоставление:

не правда, а ложь

2. Отрицание усилено словами

далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда:

далеко не глупый

3. С наречиями не на -о, -е:

не по-товарищески

Местоимение

После не и ни нет предлога:

ни кого, не кого

После не и ни есть предлог:

не у кого, ни у кого

Глагол, деепричастие

не домогать (не употр. без -не )

не домогая (не употр. без -не )

не заметил (глагол),

не замечая (деепричастие)

Причастие

Нет зависимого слова или противопоставления:

не законченная работа

1. Есть зависимое слово:

не законченная вовремя работа

2. Есть противопоставление:

не законченная, а начатая работа

3. С краткими причастиями:

работа не закончена

III. Слова, которые без не не употребляются.

Существительные Прилагательные Глаголы

незнакомка

неистовство

невежа, невежда

нелепица, нелепость

ненависть

ненастье

непоседа

неприязнь

нержавейка (сталь)

неряха, неряшливость

нескладеха

Несмеяна (царевна)

несмышленыш

несуразица

неуклюжесть

неустойка

нехватка

нечистоты

неясыть (трава)

неистовый

неказистый

нелюдимый

ненавистный

ненастный

непоседливый

непроглядный (мрак)

неприглядный (поступок)

неприязненный

непутевый

неряшливый

несметное (количество)

несуразный

неуклюжий

нещадная (ругань)

негодовать

недоумевать

недоставать (чего-л.)

недосмотреть (за ребенком)

невзвидеть (света)

невзлюбить

ненавидеть

неистовствовать

мне нездоровится

ему неймется

тебе несдобровать

IV. Упрощенный вариант правил:

V. Работаем с алгоритмами.

VI. Развивающие задания.

1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не

1) невыполненное поручение;

2) лес не хвойный;

3) негодующий взгляд;

4) окна не вымыты;

5) не рад встрече;

6) не было;

7) ему нездоровится;

8) кольцо не золотое;

9) нелегко решить;

10) далеко не легкое дело;

11) очень небрежно;

12) некошеный луг;

13) не смотря по сторонам;

14) несмотря на обстоятельства.

Ответ записывается так:

слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;

раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.

2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.

Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:

1) незавершенный роман;

2) неторопливый;

3) неказистый;

4) непричастный;

5) небрежный;

6) незрелый;

7) неуклюжий;

8) необратимый.

А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).

3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:

2) неряха;

3) немощь;

4) ненависть;

6) нектар.

4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.

5. Подберите антонимы с не к словам (на слух) и запишите только их: рабство – ..., противник – ..., сосредоточенность – ..., грязнуля – ..., аккуратный – ..., близко – ..., ложь – ..., низко – ....

6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:

не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,

не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.

Как вы напишите не с глаголом в предложениях:

Мне не хватает 100 рублей

Мне недостает 100 тысяч?

7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):

невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,

не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,

не замечать, не заметить, неистовствовать,

не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,

неймется, недосмотреть (за кем-либо).

От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?

(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).

VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления .

Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.

Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.

В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.

А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.

Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.

Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.

И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.

«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.

(По И.А. Гончарову)

VIII. Напишите диктант.

МАЛЬЧИКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ

Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.

(По Н.Тимковскому)
(130 слов)

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».

2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».

3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.

О.П. ЭХИНА,
г. Москва

Сегодня мы поговорим о грамотности. Каждый из нас порой грешит ее отсутствием. В силу тех или иных обстоятельств информация забывается. Но в некоторых ситуациях нужно объяснить суть своих действий, особенно когда вы помогаете своему ребёнку с домашним заданием. Для того, чтобы пояснить или освежить в памяти некоторые смутные моменты, и написана эта статья. Сегодня мы разберём, когда пишется "не", а когда "ни". Для того, чтобы упростить и ускорить процесс восприятия «новой», хорошо забытой информации, статья будет больше похожа на таблицу, нежели на связный текст. Итак, приступим.

Введение в вопрос

В русском языке множество частиц, и благодаря этому наш язык приобретает высокую пластичность и некоторый шарм, но в то же время он становится чрезвычайно сложным в изучении, и вариативным в использовании тех или иных слов. Из-за этого появляются определённые казусы. К примеру, «чайник долго остывает» и «чайник долго не остывает» - это высказывания с одинаковым смыслом. Многих иностранцев в шок повергает фраза: «Да нет, наверное». К тому же наличие двойного отрицания иногда делает перевод с русского языка очень затруднительным.

Начнём с простого

Поэтому даже в таких мелочах, как правописание частиц, нам приходится руководствоваться определёнными правилами. Обычно эти правила не подразумевают двойного толкования и являются довольно простыми. К примеру, два самых распространённых правила, в которых чаще всего делают ошибки:

  • Частицы «бы», «ли», «же» пишутся раздельно, а также раздельно пишутся «вот», «будто», «ведь», «мол» и другие.
  • Второе правило гласит, что частицы: «кой-», «кое-», «-то», «-нибудь», «либо-», «-де», «-ка», «-таки», «-тко», «-тка» и «-с» всегда пишутся через дефис. Как мы видим, само правило просто, как сложение.

Но есть такие частицы, как "не" и "ни", и, к великому сожалению, молодое поколение, а иногда и некоторые умудрённые жизнью мужи, совершенно не понимают, когда пишется "не", а когда "ни". Для этого и нужна следующая таблица.

Когда пишется "не", а когда "ни"

Для начала рассмотрим общие понятия правописания «не» и «ни», и их место в предложении. Частности разберём чуть позже. К примеру, когда "ни" пишется в отрицательных предложениях.

Использование "не" и "ни"
Не Ни

1. В отрицаниях. Я долгое время не был дома

1. Используем для усиления отрицания. Я не знаю ни вас, ни вашего друга

2. В самостоятельных вопросительных и восклицательных предложениях. Почему бы не вспоминать друзей чаще? Никуда бы они не пошли

2. В придаточной части предложения, для усиления утверждения. Мы не смогли это сделать, как ни пытались

3. Используется с неопределёнными, отрицательными местоимениями и отрицательными наречиями, находясь под ударением. Не у кого было спросить

3. С неопределёнными, отрицательными местоимениями и некоторыми наречиями в безударной позиции "ни" пишется в предложениях всегда. Никогда не вспоминай об обидах

Использование «не» и «ни» с разными частями речи

Из предыдущей таблицы мы узнали, когда пишется "не", а когда "ни". Теперь стоит перейти к более частным случаям, а именно: как обе частицы используется с другими частями речи. Сначала рассмотрим, в каком случае "ни" пишется раздельно. Согласно общепринятым правилам, так бывает практически всегда. Исключением является случай, когда "ни" пишется в отрицательных местоимениях и местоименных наречиях без предлога. К примеру: ничто, никто, ничья и т. д. В случае с "не" все немного сложнее, и поэтому для наглядности мы воспользуемся таблицей.

"Не" с разными частями речи
Часть речи Слитно Раздельно
Существительное

1. Если существительное не используется без «не» (неудачник).

2. Если у слова есть синоним без «не» (неправда - ложь)

1. В противопоставлении (не дождь, а солнце).

2. В вопросительных предложениях в конструкции «не правда ли»

Прилагательное

1. Если прилагательное не используется без «не».

2. Если есть синоним без «не» (немолодой - старый).

3. Если мы противопоставляем, используя союз «но» (яблоко несладкое, но сочное).

4. В кратких прилагательных, когда полная форма пишется слитно

1. Если что-то противопоставляется через союз «а» или когда это подразумевается (не кривой, а извилистый).

2. С относительными прилагательными.

3. В кратких прилагательных, когда полная форма пишется раздельно

Числительное Всегда пишется раздельно
Местоимение В неопределённых и отрицательных местоимениях без предлога (нечто, некто) С другими местоимениями
Глагол Если не существует без «не», а также в приставке «недо-» С остальными глаголами
Деепричастие Если не существует без «не», в приставке «недо-» С остальными деепричастиями
Причастие Если полное причастие стоит без зависимого слова (непроверенный человек)

1. Если рядом с полным причастием есть зависимые слова.

2. Если причастие противопоставляется (не выученный, а только прочитанный стих)

Наречие

1. Если не существует без «не».

2. В наречиях оканчивающихся на -о, -е, если есть синоним (неразумно - глупо)

1. В наречиях на -о, -е, если есть противопоставление.

2. В наречиях на -о, -е в таких фразах: вовсе не, ничуть не, далеко не, отнюдь не.

3. Если наречие пишется через дефис

Итоги

Как мы видим, использование "не" и "ни" кажется сложным только на первый взгляд. Визуально правил много, но на самом деле большая часть утверждений повторяется для многих частей речи. Поэтому стоит более внимательно перечитать эти правила и вывести для себя некую квинтэссенцию, когда используется "не", а когда "ни", и смело наслаждаться грамотностью и жизнью без ошибок.