11.03.2024

Игры для логопедов детских садов. Логопедические игры своими руками для дошкольников. Дидактическая игра «Веселые малыши»


Игрушки в работе логопеда.

Речь - основа общения и необходимое условие успешное социализации человека. Правильно и во время развивающаяся речь малыша - задача и родителей, и детских учреждений. При своевременном обращении к специалисту-логопеду возможно избежать сложностей и долгих коррекционных занятий в дальнейшем.

Многие дети сталкиваются с проблемой неправильного произношения, речевых дефектов с самого раннего возраста. Развитие речи у каждого ребенка происходит очень индивидуально, и одни малыши чисто и корректно разговаривают уже к 3 или 4 годам, а другие продолжают бороться с проблемами речи до средней школы. Если к 4-5 годам ребенок не смог справиться с проблемами произношения, то стоит обратиться к логопеду. Кроме того, необходима и тщательная работа дома и в детском саду. Для таких занятий подойдут специальные логопедические игрушки.

Что такое логопедическая игрушка?

В систематических занятиях с логопедом требуется не только следовать методике, но и следить за поддержанием внимания малыша, ведь маленькие дети очень легко отвлекаются и теряют интерес. Самый легкий путь провести продуктивное занятие с детьми - это занятие с помощью игр и детских игрушек. Существует целый класс специальных игрушек, начиная от логопедических мягких кукол, заканчивая дидактическими материалами для игр - учебные пособия, развивающие системы. Такие игрушки могут быть в виде «говорящих» книжек, кукольных театров, интерактивных глобусов , а также мультимедийных комплексов.

Наиболее популярны детские игрушки в виде кукол, которые могут быть как ростовыми, так и куклами-перчатками. Их удобно использовать как дома, так и в детских учреждениях, делая занятия увлекательными и яркими для малышей.

Как использовать логопедические игрушки?

Применение логопедических игрушек можно включать в занятия с детьми разными способами:

  • упражнения с логопедом в сочетании с активными играми;
  • сюжетно-ролевые занятия;
  • развитие мелкой моторики детских рук.

Таким образом, в занятии с логопедом участвует не только специалист-дефектолог и ребенок, но и яркий и веселый персонаж-игрушка, который станет не только примером, как правильно использовать речевые органы, но и участвует в играх, помогает малышу, веселит его.

Занятия с игрушками не только помогают выработать правильное произношение звуков, но и развивают мелкую моторику, раскрепощают и развивают ребенка духовно в процессе игры, моделируя различные ситуации выбора и решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».

Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе логопеда с родителями подготовительной группы"....

Елена Петровна Ивченко
Учитель-логопед АНО ДО «ЛОРА»
Удмуртская Республика, г. Воткинск

Игры в коррекционной работе логопеда

«У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять»
А.С.Макаренко.

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.
Что даёт игра детям?
Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно.
Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре.
Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству.
Игра дает увлеченность. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.
Игра дает развитие воображения.
Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, дает психологическую устойчивость.
Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.
Дети с нарушениями речи, в большинстве случаев, интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. Но, при обследовании этих детей, отмечается, что у большинства из них нарушены память, внимание и фонематический слух. Они неправильно понимают обращенную к ним речь, не делают выводов. В играх они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. У них нередко наблюдается немотивированное упрямство, вспыльчивость, отсутствие логики в действиях, некритичность.
Таким образом, можно сформулировать основные задачи, стоящие перед логопедом:
- Необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
- Игра должна увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков.
- При проведении игры необходимо учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.
- Каждое логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности для ребенка. Оно должно быть эмоционально окрашено, должно привлекать ребенка, вызывать у него живой интерес и порождать радостное ожидание новых занятий.
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Работая с детьми, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Данная проблема возникает по разным причинам:
- недостаточное развитие артикуляционной моторики;
- недоразвитие фонематического восприятия;
- нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
- грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
- отклонения в нервно-психической сфере;
- снижение уровня познавательной активности;
- отклонения в поведении детей.

Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.
Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.
При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка.
Дело осложняется еще и тем, что для некоторых звуков речевой материал весьма ограничен (например, [г], [д], [й], [щ] и др.). Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда. А между тем активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь родителей - залог успеха в этой работе. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.
Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику. Это позволяет решить сразу несколько задач:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
- увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
В своей работе логопеда я часто сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. Для малышей логопедические занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными.
На этапе автоматизации моя главная цель на занятиях – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи. И легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.
Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят сказки-игры о “Весёлом Язычке”. 5-ти и 7-ми летним детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные, нужные упражнения. Для этого я использую картины «Весёлые полянки», даже “гуляя” по ним неоднократно дети любят повторять артикуляционные упражнения снова и снова. Использую дидактическую игрушку «Лягушонок Квака», который помогает выполнять артикуляционную зарядку, и игрушки-символы артикуляционных упражнений. Хорошо понять и запомнить то, что гласные звуки легко поются, помогает игра «Звуковые песенки гномиков», Они поют вдвоём, втроём и, наконец, их голоса звучат в едином хоре: АОУЭИЫ…
Это трудно и интересно и хочется повторить, получится ли так у меня? Эти пособия помогают сочинять логосказки, которые используются мною как вид деятельности в системе коррекции речевых нарушений.
Логосказки могут представлять собой целое занятие, часть занятия или дидактическую игру.

Виды логосказок:
1.Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
2.Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
3.Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков).
4.Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знания грамматических категорий).
5.Сказки, способствующие формированию связной речи.
6.Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).
Для постановки сказок подходят различные виды театров. Декорациями могут служить объемные ширмы, мини- макеты, дидактические пособия.
Вот звук уже хорошо, правильно звучит у ребёнка изолированно, но нужно закрепить, автоматизировать это правильное произношение в слогах, в словах, предложениях и связной, самостоятельной речи. И хочется, чтобы этот трудный и важный этап исправления речи проходил легко и интересно.
Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з - комарик звенит, р-р-р - собака рычит), то слог для дошкольника - весьма абстрактное понятие. Хрестоматийным примером может служить повторение ребенком слогов «ра» как «рак» и «ша» как «шар» или «шарф». При первичном обследовании, без специальной инструкции, такая картина может наблюдаться и у детей с сохранным фонематическим слухом и нормальным звукопроизношением.
Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя картинный материал. Использование же следующих игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.

Некоторые игровые приемы:
«Кто больше?»
Используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики и т.д.). За каждое правильное произнесение звука или слога логопед и ребенок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения. В этом случае логопед оценивает его правильность и награждает участников.
«Поедем на машине»
Игра используется для автоматизации изолированного звука [р]. В тетради для индивидуальных занятий ребенок и логопед рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу, скамейке и т.д.). Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р], ведет пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего объекта. В первый раз разрешается делать 2-3 остановки в пути. Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолета; для [з] - комарика; для [ж] - жука и т.д.
«Пальчики здороваются»
Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.
«Маленькие ножки бежали по дорожке…»
Ребенок представляет, что указательный и средний пальцы - это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный звук или слог.
«Говорящие руки»
Иногда ребенку долго не удается ввести новый правильный звук в слоги. Как только к согласному звуку присоединяется гласный, автоматически включается произношение старого дефектного звука. Предположим, что речь идет об автоматизации звука [ш]. Логопед дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить [ш], а правую - [а].
Давай попробуем! Логопед берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение [ш] с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается» говорить [а]. Поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш - а, ш - а. Постепенно пауза между [ш] и [а] сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.
«Ступеньки»
В тетради ребенка логопед рисует ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог. Другой вариант: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.
При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей я практикую использование:
«Волшебной палочки», которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз.
Упражнения «Игра на пианино», когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз: РА-РА-РА-РА-РА, РО, РУ и др. А затем все 5 «песенок» - слогов «играть» вместе: РА-РО-РУ-РЭ-РЫ.
Аналогично выполняется упражнение «Цветочек», когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
Игры «Проведи слог по звуковой дорожке»: одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.
Игры «Гласные звуки пришли в гости к согласному», когда «звуковые человечки» встают рядом и получается слог (дети самостоятельно проводят синтез слога из звуков), а затем подружившиеся звуки – слоги могут пройти по «Звуковой дорожке», встретится с другим слогом.
Применять эти игровые приемы можно как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Многие из них используются на дальнейших этапах автоматизации, способствуют развитию фонематического восприятия и могут целенаправленно использоваться при дифференциации тех или иных звуков.
Все упражнения легко изменяются, с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы.
Размышляя над тем, как сделать индивидуальные занятия по формированию правильного звукопроизношения более интересными, развивающими и познавательными для детей, я начала придумывать игры. Все игры изготавливаются из цветного картона и предметных картинок. На каждую деталь приклеивается картинка с автоматизируемым звуком и несколько картинок с любым другим звуком.
«Сложи пирамидку»
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Материал: предметные картинки, наклеенные на колечки разной величины.
Ход игры: педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из колечек на заданный звук.
«Собери цветочек»
Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.
Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.
Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках
«Украсим елочку»
Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.
Материал: силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – “елочные шары”, на которые приклеены предметные картинки.
Ход занятия: педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.
При автоматизации звука в словах детям очень нравятся игры:
«Рыбалка», в которой вместо удочки используется палочка с магнитом, а вместо рыбок – картинки с заданным звуком. Поймав «рыбки» – слова, дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы «Кто это? Что это?», образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими “рыбками”.
Не менее интересна игра «Собери грибы», где на каждый грибок наклеены картинки с заданным звуком. Эта игра позволяет не только добиваться правильного произношения слов, вызывает чувство соревновательности.
Игра «Домик зверей», где на каждом этаже живут животные с определенным звуком.
На этом же принципе автоматизации и дифференциации звуков строятся и другие игры: «Улитка», «Найди и подбери», «Веселый паровоз», «Назови и прочти», «Собери бусы», различные виды лото и домино.
Все мы знаем, что одна из основных задач в нашей работе - автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия. Поэтому я решила внести в игры элемент развития познавательной сферы. За основу были приняты давно известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносить детали, цвет и форму.
«Вспомни парную картинку»
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, опосредованного запоминания и умения устанавливать логические связи между предметами.
Материал: предметные картинки с изучаемым звуком (каждая пара картинок логически связана).
Ход игры: познакомив детей с картинками, педагог убирает по одной картинке из каждой пары, а потом предлагает детям вспомнить ту, которая по смыслу была связана с оставленной.
«Загаданная картинка»
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, воображения и мышления.
Материал: предметные картинки с изучаемым звуком.
Ход игры: педагог предлагает внимательно посмотреть на картинки, назвать их. К названному педагогом слову выбрать одну из предложенных картинок («которую я загадала»), связанную по смыслу с названным словом, правильно произнести слово.
«Найди похожие слова»
Цель игры: автоматизация изучаемого звука, развитие слухового внимания и детского словотворчества.
Материал: пары предметных картинок с изучаемым звуком в названии и с рифмующимися окончаниями. Картинки расположены вперемешку.
Ход игры: педагог предлагает внимательно посмотреть на картинки, правильно их назвать и выбрать две, которые по звучанию «похожи» друг на друга.
Обобщив опыт педагогов, я разработала игровое пособие «Волшебный куб».
Игра-конструктор «Волшебный куб» представляет собой многофункциональное развивающее пособие для детей 3-7 лет. Она предназначена как для совместной с взрослым, так и для самостоятельной игры. При работе с пособием у ребенка развиваются мелкая моторика пальцев рук, сенсорное и пространственное восприятие, внимание, память, мышление, воображение, связная речь, расширяется словарный запас, формируется культура общения.
Кроме того, «Волшебный куб» позволяет детям получить заряд положительных эмоций и удовольствие от процесса игры.
Пособие представляет собой серию кубов различной величины, на сторонах которых даны символы дидактических игр или упражнений. Каждый может быть использован как самостоятельно, так и в сочетаниях, по усмотрению педагога.
Куб может использоваться на протяжении всего занятия или в качестве сюрпризного момента. На отдельном занятии дети узнают название куба, выполняют задания на его сторонах. Картинки могут заменяться по усмотрению педагога в соответствии с развивающими целями игры, а значит, в игрушке заложены большие возможности для вариативного ее использования (приложение 1).
Использование данного дидактического пособия поможет педагогу поддерживать интерес детей, развивать память, мыслительные процессы.
Работая над автоматизацией звука в предложениях, я использую в своей работе методику В.К. Воробьевой - составление предложений и рассказов цепной структуры с опорой на графический план, где последнее слово в предложении является началом последующего предложения. Так ребенок учится правильно произносить необходимый звук, закрепляет его не только в словах, но и в предложениях, связной речи и учится пересказывать тексты.
И вот, наконец, дети довольно неплохо произносят звук в словах и в предложениях, и наступает последний этап автоматизации – в связной и самостоятельной речи. На этом этапе работы используются различные пересказы, составление рассказов по картине и по серии картин. Эти виды работы утомительны для детей и поэтому для того, чтобы вызвать интерес я использую пересказы и рассказы с использованием фигурок на фланелеграфе (дети любят манипулировать этими персонажами и с большим интересом вспоминают содержание рассказа), пересказы-драматизации, стихи-драматизации (т.е. по ролям), диалоги с пальчиковыми куклами, пальчиковый театр).
Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет ходить на индивидуальные занятия с учителем-логопедом, а, следовательно, повысится эффективность работы.
Данные игры можно использовать на фронтальных или подгрупповых занятиях. Дети с удовольствием играют, соревнуясь в командах, что дополнительно повышает мотивацию к занятию.
Это довольно неполный перечень игр и игровых приёмов, используемых мною на логопедических занятиях по автоматизации звуков. Их количество и разнообразие на каждом занятии зависит от целей занятия и устойчивости внимания детей. А польза их использования несомненна.

Список использованной литературы
1. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки.- СПб.: Издательство «Лань», 1999;
2. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Владос, 2009;
3. Косинова Е.М. Уроки логопеда. – М.: Эксмо, 2010;
4. Лопухина И.С. Логопедия. Звуки. Буквы. Слова. – М.: Корона – Век, 2012.

Описание : Дидактические игры будет полезны для логопедов и воспитателей логопедических групп. Материал предназначен для индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста. Игры направлены на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков, что позволяет сделать данный процесс более интересным для детей.

Дидактическая игра «Веселые малыши»

Цель : Дифференциация звуков С-Ш.

Описание игры:

1 вариант.

Цель: дифференциация звуков С-Ш в слогах.

Оборудование: картинки малышей с мыльными пузырями, картинки мыльных пузырей со слогами.

Ход игры:

Логопед: Познакомься это веселые малыши Соня и Миша. Они очень любят играть с мыльными пузырями, но малыши только учатся и пузырики получаются маленькие. Хочешь поиграть вместе с ними? Тогда бери пузырик и повторяй за мной (если ребенок умеет читать, то произносит сам).

Образец: Са - ша, со - шо, су - шу, сы - ши.

2 вариант.

Цель: дифференциация звуков С-Ш в словах, словосочетаниях.

Оборудование: картинки малышей с мыльными пузырями, картинки парных цветных мыльных пузырей с предметными картинками.

Ход игры:

Логопед выкладывает два мыльных пузыря одного цвета, просит ребенка их перевернуть и назвать, что на них изображено.

Образец: Мишка - миска, пушок - носок.

Попросить ребенка назвать у кого, что получилось.

Образец: У Сони мишка - у Миши миска

3 вариант

Цель: дифференциация звуков С-Ш в словосочетаниях, предложениях.

Оборудование: картинки малышей с мыльными пузырями, картинки мыльных пузырей с предметными картинками.

Ход игры:

Логопед: Для Сони мы будем выбирать пузырики с картинками в названии которых слышится звук Ш, а для Миши в которых слышится С. Выбирай пузырик и называй для кого это.

Ребенок: Кошка для Сони; собака для Миши…

Логопед: назови все, что получилось у Сони и Миши.

Ребенок: У Сони кошка, шайба, шапка, шуба, машинка.

У Миши собака, санки, сапоги, сумка, скакалка.

Логопед: Как ты думаешь, все ли предметы подходят для Сони и Миши? Пусть ребята поменяются тем, что им не подходит.

Ребенок: Соня отдаст Мише машинку, а Миша Соне скакалку. Миша отдаст Соне санки, а Соня Мише шайбу. Миша отдаст Соне сумку, а Соня Мише шапку.

Логопед: Чем поменялись малыши?

Ребенок: Малыши поменялись машинкой и скакалкой. Малыши поменялись санками и шайбой. Малыши поменялись сумкой и шапкой.

4 вариант

Цель: дифференциация звуков С-Ш в словах.

Оборудование: картинка малыша с мыльными пузырями, картинки больших мыльных пузырей со словами.

Ход игры:

Логопед: У Сони и Миши есть друг Саша. Хочешь с ним познакомиться? Он научит тебя дуть большие пузырики. Выбирай пузырик и повторяй за мной.

Образец: Пишу - несу, ваш - вас, шило - сила…

Дидактическая игра «Паровозик».

Описание игры:

1 вариант.

Цель: автоматизация звука Ч изолированно.

Ход игры: Познакомься это волшебный паровозик и живет он в сказочном домике. Хочешь побывать у него в гостях? Тогда вези паровозик по тропинке и пой его песенку «ч - ч - ч».

2 вариант.

Цель: автоматизация звука Ч в слогах.

Ход игры: У паровозика много друзей, хочешь с ними познакомиться? Тогда в путь, но на каждой станции нужно останавливаться и петь ее песенку: ча - ча - ча, чу - чу - чу и так далее. Пришло время возвращаться обратно и теперь мы с паровозиком будет петь другие песенки: ач - ач - ач, уч - уч - уч и так далее.

Дидактическая игра «Осень».

Описание игры:

1 вариант.

Цель: автоматизация звука Щ изолированно.

Ход игры: Наступила осень и все лесные полянки усыпаны листьями. Знаешь звук щетки? Подмети большие листочки и произноси звук щетки «щ - щ - щ», затем только зеленые, желтые, маленькие листочки и так далее.

Посмотри сколько тропинок в лесу и все они в листьях. Подмети тропинку с желтыми листьями, теперь с коричневыми и так далее.

2 вариант.

Цель: автоматизация звука Щ в слогах.

Ход игры: Все листики собраны в кучку, но на нашей волшебной полянке можно раскидать их. Веди щеткой по тропинкам и пой песенки щетки: ща, щу, ще, щи. А теперь нужно навести порядок. Давай соберем листики: ащ, ощ, ущ, ещ.

Шелест Елена Геннадьевна
учитель-логопед
Центра психолого-медико-социального сопровождения «Открытый Мир»
Оригинал статьи в формате MS Word (64,5 КБ) скачать

Работая с детьми не первый год, я все чаще отмечаю, что «все новое – это хорошо забытое старое». Когда я работала в дошкольных учреждениях «советского» периода, меня всегда не нравилось, что занятия в детском саду проводятся за партами или столами в статичной позе с поднимание руки, чтобы ответить, как в школе. А ведь все мы хорошо знаем, что основным видом деятельности ребенка является игровая. Почему же мы забываем об этом, когда начинаем работать с детьми? Да потому, что так проще. Чтобы организовать игру и увлечь ею детей надо самому стать ребенком, но ведь мы уже «взрослые и умные», и пусть они тянутся до нашего уровня, а не мы опускаемся до них. Вот тут и начинается непонимание.

Уже несколько десятилетий существует «Программа воспитания в детском саду». При выборе игр от воспитателя требуется учитывать задачи умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания детей. В зависимости от возраста детей, вида и цели режимного момента воспитатель должен уметь подобрать соответствующую дидактическую, подвижную, сюжетно-ролевую, строительную игру или игру драматизацию.

И не надо «изобретать велосипед» надо только стать самому ребенком и заразить игрой своих воспитанников. А если вы логопед, игры ваши должны быть особенно продуманы. Ведь дети-логопаты в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у их сверстников. С другой стороны,они отличаются нередко от своих сверстников. Это отличие может выражаться в нарушениях моторики, в наличии у них парезов, параличей, общей скованности, нарушение координации и слабости движений, двигательной расторможенности.

Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере: появлению повышенной раздражительности, возбудимости, замкнутости, депрессивных состояний, негативизма, заторможенности, апатичности, психической истощаемости пр.

В своих наблюдениях мы все больше убеждаемся, что степень болезненной фиксации насвоем дефекте порождает у ребенка разной силы чувство ущемленности, а это в свою очередь определяет его отношение к себе, к коллективу, к оценкам коллектива. В конечном итоге вся эта совокупность отношений и обуславливает его поступки и поведение. Особенности поведения таких детей отмечаются и в их играх.

По наблюдениям логопедов, они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Нарушение общей и речевой моторики вызывает у детей быстрое утомление в игре. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняютвключениев коллективную игру. Например, у заикающихся детей мы наблюдаем робость, затрудненное включение в игру из-за страха за свою неправильную речь. Но бывают и обратные случаи, когда заикающиеся дети в играх отличаются неоправданно повышенной фантазией некритичностью к своему поведению.

Все игры, используемые логопедом в работе, можно условно разделить на 4 группы.

Нравится статья? Расскажи друзьям!

I . Подготовительные игры, предназначенные для подготовки органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения, т.е. игры на развитие дыхания и голоса.

На первом месте стоят игры по развитию слуха. Слух бывает биологический или речевой. Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т.е. умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам. Затем для развития речевого слуха, т.е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т.е. умению слышать составные части слова.

Для вызывания правильного артикуляционного уклада необходимого звука требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного механизма: языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба.

Очень полезны на данном этапе игры «драматизация». Когда детям предлагается исполнить роли различных персонажей сказки («Три медведя», «Машенька и медведь», «Теремок»). Ребенок должен изобразить героя, меняя голосовую окраску речи, так чтобы его поняли остальные участники игры. Хороший результат дают игры «Угадай голос…..». быть голоса животных, а так же голоса детей, принимающих участие в игре. Можно угадывать, какой из предметов издает данный звук (стеклянный, железный, деревянный и т.д.). Используя различные музыкальные инструменты, можно организовать подвижные игры, когда при изменении темпа звучания инструмента меняется темп движения.

II. Игры для формирования правильного звукопроизношения проводятся зачастую с детьми, когда механическая постановка звука по каким - то причинам затруднена (у ребенка возникает рвотный рефлекс при проникновении в ротовую полость, или просто неприятие проникновения). Данный вид игры построен на методе подражания. Здесь ребенку предлагается «путешествие» в мир, где много разных звуков. Заканчивается это путешествие только тогда, когда ребенок повторит все эти звуки. Пример такой игры приводится ниже.

«В небе летают комары, они пищат: «З-з-з-з» (папа Комар), «Зь-зь-зь-зь» (Комар сынок). Мимо проехала машина, ее шины прошуршали: «Ш-ш-ш-ш». Так же шипит змея под кустом. А майский жук жужжит: «Ж-ж-ж» и дарит детям шарики. Шарики сдулись и засвистели: «С-с-с-с» (большой), «Сь-сь-сь-сь» (маленький). Шарики необходимо надуть насосом, который тоже издает данный звук».

Такие «путешествия» дают огромный простор для фантазии логопеда. Да, постановка звуков при данном виде работы затягивается на более длительный срок, нежели при механической постановке, но ведь нам важнее результат. Некоторые дети настолько не приемлют механическую постановку, что у них надолго закрепляется страх перед логопедом и затруднения при работе над развитием речи.

III . Игры по дифференциации и автоматизации поставленных звуков. В настоящее время многие специалисты, работающие в специальных детских садах, школах и стационарах, сочетают общеобразовательные занятия с коррекционными. Изучая какую-либо тему, они подбирают текст с учетом одновременного закрепления правильного звука в речи ребенка, а на прогулках включают игры-хороводы. В хороводах дети, вместе повторяя слова игры, должны одновременно с правильным произношением соблюдать ритм и темп движения, задействовав одновременно органы артикуляции и крупную моторику.Примерами таких игр является сюжетно-ролевая игра «Автобус», которая моделирует езду в автобусе.

Посредине комнаты в длину выстраивают несколько стульчиков. Между ними проход для кондуктора. Дети садятся лицом вперед по ходу автобуса. Впереди водитель. Кондуктор продает билеты, спрашивая, кто до какой остановки едет. Вся игра соответственно оформляется и заранее подготавливается. В зависимости от логопедических целей для автоматизации разных звуков в словах и фразах подбирают названия остановок: «Грибное», «Рынок», «Лодочная станция», «Луг», «Зоопарк», «Центр» и т. д.

Пассажиры едут каждый до своей остановки. В дороге кондуктор интересуется, с какой целью каждый из них едет. (Водитель негромко имитирует звук мотора - ррр). На обратном пути пассажиры вновь занимают свои места. Возвращаются. Происходит обмен впечатлениями. Помимо логопедических задач решаются попутно задачи интеллектуального и нравственного воспитания, а также развитие представлений о простейших явлениях природы и о нормах и правилах поведения в общественных местах.

В заключение отметим, что игра – это не самоцель, а средство воздействия на ребенка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью, всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребенка.

Огромных положительных результатов можно добиться при тесной связи логопеда и музыкального руководителя. При правильной подборке речевого материала, наложенного на музыку с добавлением движения у ребенка, на фоне эмоционального подъема, включаются все механизмы, развивающие у него высшие психические функции.

Поскольку в практике, как правило, мы имеем дело с различными комбинациями речевых нарушений у детей, то в каждом конкретном случае выбор необходимых игр для работы с ребенком должен быть строго индивидуальным.

IV . Игры как помощник социализации ребенка в обществе.

Зачастую успешность ребенка зависит от того, насколько грамотно педагог построит общение логопата со сверстниками. Диме Д. 4,5 года. Он недавно был прооперирован (расщелина губы и неба «волчья пасть»). Работа логопеда только началась (стали появляться первые слоги), а он ходит в обычный детский садик. Но группа, которую он посещает – один большой «монолит», где все за одного и один за всех. Воспитатель смогла организовать «своеобразную» игру. Поначалу дети шли к ней за объяснением, чего хочет Дима, а затем им самим стало интересно угадывать, что он говорит. Педагог всячески поощряла положительный результат, так что к концу года ребенок приобрел авторитет среди детей, а в речь его стала фразовой. И как плачевно могли бы развиться события, если бы педагог упустила момент «принятия ребенка в коллектив». Ведь дети могли организовать совсем другую игру, где Дима стал бы посмешищем. Именно такие случаи помогают понять важность нашей профессии, и огромную ответственность, которую на нас возлагают родители, доверяя нам детей.

Гера С. (тяжелая форма дизартрии). После каждого удачного занятия логопед дарит мальчику наклейку, как приз за хорошую работу. Ребенку тяжело даются занятия, он устает. В один из дней в кабинет педагога заглядывает папа мальчика и смущенно просит рассказать, в каком магазине та покупает наклейки. Логопед видит за спиной родителя Геру и «включается в игру». «А вы знаете?, - говорит она – что это не простые наклейки? Их выдают только логопедам для поощрения детей? И у меня уже спрашивали, как Гера занимается и нужны ли еще наклейки». Папа делает «широкие глаза» и не понимает что происходит. Подмигивания педагога не производят на него никакого впечатления, он озадачен. Дома «игру» не поддерживают, и у ребенка скоро пропадает интерес к занятиям. А чего бы стоило родителям поддержать педагога? Ведь какими хорошими бы мы не были, для ребенка самым главным авторитетом остается родитель. И вот тут очень важно организовать тесную связь «педагог-ребенок-родитель», если выпадает одно из звеньев цепи, работа не даст желаемого результата.

И приведу другой пример. У Маши К. (5лет) к началу занятий отсутствует тринадцать звуков. Мама конспектирует каждое занятие. С интересом включается в действие игры. Рассказывает, какие игры они придумывают дома вместе с папой. К концу учебного года у ребенка встали и автоматизировались десять звуков и три остались на стадии автоматизации в речи. Но в данном случае работа будет завершена успешно, поскольку родитель и ребенок заинтересованы в положительном результате, а от логопеда требуется лишь показать им, «какой дорогой идти».

Обучение для ее ребенка - лишь игра, правила которой соблюдаются лишь на занятиях. И если правила ее не перенести в каждодневную жизнь, результата не будет. Вот и получается, что, не научившись играть, нельзя научить «маленького человека» тому, что умеешь сам. Наверное, можно бросить все на «самотек». «С нами то никто не играл, и ничего, выросли!» Но мы забываем, что нам было позволено «пропадать» на улице в компании соседских детей по несколько часов, где первоклассница Света играла с нами в школу и учила нас «читать». Где взрослые ребята смеялись, если мы говорили что – то неправильно, по-детски. А дома, почти у всех были бабушки и дедушки, которые в силу возраста говорили сами с собой, давая нам пример правильного произношения. Современные дети обделены этим. Бабушки и дедушки вынуждены работать, чтобы помочь детям, да и живут отдельно. Родители постоянно на работе, а вечерами, забирая ребенка из детского сада, развлекают его просмотром мультфильмов по телевизору, и «в лучшем случае» прочтением сказки перед сном. Во дворе одного оставить опасно, а дома скопилось столько дел. Вот и общаются наши дети с «телевизором». А если вспомнить, какой процент детей сейчас рождается с патологией в развитии, то совсем грустно становится.

Я не призываю всех бросить работу, съехаться с родителями и оставлять детей одних во дворе – время не то. Но давайте любить и уважать «маленьких людей» общаясь с ними на их языке по средствам игры, постепенно вводя их во взрослую жизнь!

Список литературы

1. Выготский Л.С. Мышление и речь.- М.:Лабиринт, 1996

2. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи.- М., 1992

3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - Спб., 2001

4. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - , 1983

Анна Романченко

С ребенком надо делать все через игру…

Д. Б. Эльконин

Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

Поэтому одной из главных задач учителя-логопеда это - заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. А. С. Макаренко говорил: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра, как форма деятельности ребенка, способствует развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Федеральный государственный образовательный Стандарт дошкольного образования разработан впервые в Российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». И главная задача Стандарта дошкольного образования – вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в детском саду. Ведь воспитание, развитие и обучение проходит через игру, причем не принудительную, а учитывающую способности и интересы детей, научат умению свободно общаться в коллективе сверстников, комфортно проживать в социуме.

В последнее время увеличилось количество детей с речевой патологией. Кроме непосредственного нарушения звукопроизношения, у детей диагностируются нарушения остальных компонентов речевого процесса: бедность словаря, аграмматичность фраз, низкий уровень развития связной речи и т. д. Страдает также психическая база речи: внимание, память, мышление.

Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.

Поэтому на логопедических занятиях широко используются дидактические игры (с предметами, настольно-печатные, словесные, игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации.

Дидактическая игра – это игра, предназначенная для обучения. Это игры с правилами, специально создаваемые педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Александр Владимирович Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

Выделяют несколько видов дидактических игр:

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т. д.

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающая несколько компонентов. Основной компонент - дидактическая (обучающая) задача. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Правила – обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной – им подчиняются все участники игры.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

По некоторым направлениям логопедической работы я подобрала игры, которые использую на занятиях. О некоторых из них я расскажу.

Большое внимание уделяю разделу «Звукопроизношение», т. к. при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребёнку.

1. Дидактическая игра «Звуковой кубик»

На каждой стороне куба расположены картинки, в названиях которых находится автоматизируемый звук. Ребёнок рассматривает картинки и четко проговаривает слова. Задачу можно изменить в зависимости от этапа работы над звуком. Например: Составь предложение с данным предметом и проговори его, чётко выделяя звуки.

2. Дидактическая игра «Угости Зою конфетами»

Цель: автоматизация звука [З] в словах.

Ход игры: Девочка Зоя очень любит сладости. Давай угостим Зою. Ты возьмешь конфетку и назовешь картинку. Если в этом слове есть звук [З]– конфета достанется Зое, если нет – то конфета останется у меня (или если ты четко произнесешь этот звук)

3. Дидактическая игра «Медвежонку снятся сны»


Цель: автоматизация звука [Л] в словах.

Ход игры: Медвежонок сладко спит и ему снятся сны. Давай посмотрим, что ему приснилось. Бери облачко - сон и назови, что ты видишь на картинке, четко произноси звук [Л].

4. Дидактическая игра «День рождение Карлсона»


Цель: автоматизация звука [Р] в словах.

Ход игры: У Карлсона - День рождения. Он пригласил много друзей. Как ты думаешь, кто пришел на праздник к Карлсону? (ответ ребенка). Они принесли много подарков. Давай посмотрим, что в этих коробочках. Называй картинки, четко произнося звук [Р].

5. Дидактическая игра «Игры – бродилки на автоматизацию звуков»


Цель: автоматизация звуков. Задачи: корригирование звукопроизношения, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики (с использованием камешков Марблс, можно использовать пуговицы, фишки, бусины и т. д)

Ребенок называет картинку, четко произнося звук, и кладет на него камушек.

Ту же самую функцию выполняет игра «Логопедическая улитка», можно еще добавить задание – составить предложение с данной картинкой или определить местонахождение звука в слове или разделить слово на слоги.

6. Игра «Собери букву».

Цель: закрепление знаний о буквах, развитие наглядно – действенного мышления, а также предупреждение ошибок в печатании букв.


Ход игры: Ребенок собирает разрезную букву, затем называет картинки на этот звук.

С помощью дидактических игр проводится работа и по закреплению навыков словоизменения и словообразования, слоговой структуры слова, активизация словаря и развитие связной речи.

1. Дидактическая игра «Радуга»


Цель: закрепление согласования прилагательного и существительного.

Ребенку дается картинка с изображением радуги. Уточняется название цветов радуги. Ребенок получают предметные картинки разного цвета. Нужно подобрать картинки к каждому цвету радуги.

Дети распределяют картинки под цветами радуги и называют цвета предметов: помидор красный, апельсин оранжевый, лимон желтый, солнце желтое, лист зеленый, трава зеленая, небо голубое, незабудки синие, василек синий.

2. Дидактическая игра «Чья одежда – мамина или Танина?»


Цель: упражнение в образовании притяжательных прилагательных, обогащение словаря на тему «Одежда, обувь, головные уборы».

Ход игры:

Взрослый выставляет картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам.

Это синее платье Танино.

Эта красная шляпа мамина.

Эти зеленые резиновые сапоги Танины и т. д.

3. Дидактическая игра «Слоговая ромашка».


Цель: развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход игры: Дети должны собрать лепестки к ромашкам, в названии которых различное количество слогов. Логопед раздает играющим детям лепестки и говорит:

Но подумай хорошо, сидя на травинке,

Подойдет ли лепесток к этой сердцевинке,

Их непросто подобрать:

Когда лепестки собраны, логопед говорит:

Молодцы, но все же нужно

Повторить картинки дружно. (дети все вместе называют картинки на каждой ромашке.

4. Дидактическая игра «Назови профессию»


Цель: закрепление названий профессий, обогащение словаря по теме

Ход игры: ребенок называет профессию и подбирает картинки с предметами, которые нужны этому человеку.

И наоборот, игра «Угадай, кому нужны эти предметы».


А теперь давайте поиграем с вами в игру «Слоговая ромашка».

И в заключение, хочу сказать: в современной логопедии дидактическая игра создается педагогом специально в обучающих целях. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.

Таким образом, использование дидактических игр в работе логопеда, способствуют и развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.